Лучшие игровые гаджеты. Часть 6. Джойстики

Мы заканчиваем нашу серию материалов о лучших игровых гаджетах. Сегодня мы рассмотрим, наверное, самый старый класс игровых устройств – джойстики. Современные игровые джойстики пытаются перенять все больше качеств у своего прародителя – рукоятки управления самолетом. На данный момент такими рукоятками оснащаются военные истребители и бомбардировщики, как альтернатива обычному штурвалу.

Немного истории.

Этап 1. Зарождение.

Первые джойстики представляли из себя рукоятку с прикрепленным к довольно тяжелому основанию. В основании располагались четыре контакта, и при наклоне рукоятки в какую-либо из сторон соответствующий контакт замыкался. Основных направлений было четыре – вперед, назад, влево, вправо. Впоследствии появилось возможность замыкания двух контактов одновременно, что дало еще четыре направления.

Этап 2. Появление потенциометров.

Следующим шагом эволюции джойстиков стало появление в конструкции потенциометров, позволяющих осуществлять плавное регулирование во всех направлениях. Потенциометр посылает в игровой порт аналоговый сигнал, обрабатываемый контроллером игрового порта и ЦП; затем этот сигнал преобразуется в цифровой и обрабатывается программными интерфейсами.

Этап 3. От аналога к цифре.

В скором времени джойстики перешли на такую систему обработки сигнала, что преобразование аналога в цифру происходило еще до передачи в игровой порт (сам цифровой порт создает довольно сильные помехи, мешающие точному управлению джойстиком).

Потенциометрические и оптические джойстики

Основным минусом встроенных потенциометров являются скользящие контакты, которые довольно быстро засоряются пылью и окисляются. Альтернативой стали оптические джойстики, использующие оптические сенсоры, менее подверженные износу. Несмотря на это, в большинстве современных моделей джойстиков все равно используются электрические потенциометры (в основном, из-за меньшей цены).

Оси плавного регулирования

Для современных авиасимуляторов самой важной функцией джойстика является плавность хода. Рукояткой, работающей по принципу «есть ход – нет хода», плавности не добиться. Поэтому в новом поколении джойстиков была реализована функция тротл (или по-русски, контроль тяги). Контроллер тяги располагается на рукоятке или рядом с ней и реализован в виде специального колеса.

Джойстики с тротлом обеспечивают плавный ход по трем осям движения. Для реализации четвертой оси движения в комплект к джойстику обычно прилагаются специальные педали (моделируют управление хвостовым оперением). В некоторых моделях педали заменяются встроенным в рукоятку механизмом поворота (неудобная, прямо скажем, замена) или специально вынесенным рычажком на основание джойстика.

Функция поворота головы

Живой пилот, кроме всего прочего, может осмотреться, повернув голову влево или вправо. Для обеспечения такой возможности в авиасимуляторе предназначена функция НАТ switch, позволяющая менять направление взгляда пилота.

HAT switch обычно реализован в виде дополнительного рычажка на основном джойстике. Рычажок имеет строго фиксированные положения (обычно, четыре или восемь направлений). Это связано с тем, что плавное позиционирование взгляда пилота вместе с плавным регулированием самолета требует больших ресурсов для расчета позиционирования объектов в симуляторе.

Функция обратной силовой связи Force Feedback

В большинстве современных игровых гаджетов в обязательном порядке присутствует функция обратной связи. В джойстиках данная функция получила наименование Force Feedback (обратная силовая связь).

Сигнал от сенсора или потенциометра направляется в контроллер обратной связи и компьютер, компьютер передает на контроллер управляющий сигнал, связанный с ходом выполнения игры. Сигнал от контроллера обратной связи передается на встроенный электромотор, который соединен ременной или другой жесткой передачей с рукояткой джойстика.

Force Feedback позволяет моделировать разные эффекты, соответствующие реальным ситуациям: попадание в самолет вражеских снарядов, отдача от собственных выстрелов и т.д. По характеру дрожания джойстика можно определить тип оружия, из которого стреляете вы или, наборот, стреляют по вашему самолету.

Встроенный моторчик также меняет усилие, которое игрок должен приложить к рукоятке, если самолет поврежден, и управление им ухудшилось. Обратная связь может моделировать поломки самолета: заклинивание рукоятки при падении машины, отказ двигателя (уклон управления в одну из сторон), тряска при повреждениях и т.д.

Обзор лучших джойстиков

Sven Aggressor

  • Тип соединения: проводное
  • Интерфейс: USB 2.0, USB 1.1
  • Тип датчика: резисторы
  • Количество осей позиционирования: четыре
  • Количество кнопок: 12
  • D-Pad: 8-позиционный
  • Длина шнура: 1,8 м
  • Масса: 807 г (брутто)
  • Цена: 780 рублей
  • Оценка: 7/10

Sven Aggressor Sven Aggressor Sven Aggressor

 

Logitech Extreme 3D Pro

  • Тип соединения: проводное
  • Интерфейс: USB 2.0, USB 1.1
  • Тип датчика: резисторы
  • Количество осей позиционирования: четыре
  • Количество кнопок: 12
  • D-Pad: 8-позиционный
  • Длина шнура: 1,2 м
  • Масса: 1290 г (брутто)
  • Цена: 1200 рублей
  • Оценка: 8/10

Logitech Extreme 3D Pro Logitech Extreme 3D Pro Logitech Extreme 3D Pro

 

Thrustmaster T.16000M

  • Тип соединения: проводное
  • Интерфейс: USB 2.0, USB 3.0
  • Тип датчика: бесконтактные датчики Холла
  • Количество осей позиционирования: четыре
  • Количество кнопок: 16
  • D-Pad: 8-позиционный
  • Длина шнура: 1,5 м
  • Масса: 1350 г (брутто)
  • Цена: 1450 рублей
  • Оценка: 9/10

Thrustmaster T.16000M Thrustmaster T.16000M Thrustmaster T.16000M

 

Defender Cobra M5

  • Тип соединения: проводное
  • Интерфейс: USB 2.0, USB 3.0
  • Тип датчика: магнитный сенсор M-Force
  • Количество осей позиционирования: четыре
  • Количество кнопок: 7 (в том числе два курка ClusterFire)
  • D-Pad: 8-позиционный
  • Длина шнура: 1,2 м
  • Масса: 1650 г
  • Цена: 1760 рублей
  • Оценка: 8/10

Defender Cobra M5 Defender Cobra M5 Defender Cobra M5

 

King Cobra Mk.II

  • Тип соединения: проводное
  • Интерфейс: USB 2.0
  • Тип датчика: бесконтактные датчики МАРС на главной оси, резисторы на осях газа и твиста
  • Количество осей позиционирования: три
  • Количество кнопок: 15
  • D-Pad: 8-позиционный
  • Длина шнура: 1,5 м
  • Цена: 7800 рублей
  • Оценка: 9/10

King Cobra Mk.II King Cobra Mk.II King Cobra Mk.II

 

Saitek X52 Pro

  • Тип соединения: проводное
  • Интерфейс: USB 2.0
  • Тип датчика: бесконтактные датчики Холла
  • Количество осей позиционирования: семь
  • Количество кнопок: 23 (15 на РУС + 8 на РУД)
  • D-Pad: 8-позиционный
  • Длина шнура: 1,5 м
  • Масса: 2360 г (брутто)
  • Цена: 6000 рублей
  • Оценка: 10/10

Saitek X52 Pro Saitek X52 Pro Saitek X52 Pro

 

Thrustmaster HOTAS Warthog

  • Тип соединения: проводное
  • Интерфейс: USB 2.0, USB 3.0
  • Тип датчика: бесконтактные датчики Холла
  • Количество осей позиционирования: десять
  • Количество кнопок: 28
  • D-Pad: 8-позиционный
  • Длина шнура: 1,9 м
  • Масса: 10 кг (брутто)
  • Цена: 14900 рублей
  • Оценка: 8/10

Thrustmaster HOTAS Warthog Thrustmaster HOTAS Warthog Thrustmaster HOTAS Warthog

Компьютерный портал "Компаньон" © 2016.
В случае перепечатки материалов обязательна прямая ссылка на сайт cs-companion.ru.