20 лет NVIDIA: история успеха
- Подробности
- Опубликовано 25.04.2013 02:43
Компания NVIDIA сравнительно молода, в этом году ей исполняется всего 20 лет. Но за эти два десятилетия она прочно обосновалась в тройке мировых лидеров – производителей графических ускорителей для современных компьютеров и графических процессоров. Торговые марки этой компании известны как GeForce, nForce, ION, Tesla, а само название обыгрывает испанское слово eNVIDIA – зависть. И действительно, современнейшие видеокарты NVIDIA вызывают завить у тех, кто еще не успел их купить.
Основание компании
Произошло это событие в 1993 году. Дженсен Хуанг совместно с Кертисом Прэмом и Крисом Мочаловски регистрируют NVIDIA. Но первый продукт ее появляется на рынке лишь спустя два года. Чип NV1 представлял собой набор системной логики, состоящий из звуковой карты, 2D карты, 3D ускорителя и порта для игровых контроллеров. Популярность этой платы привела к выходу ее отдельной серией, известной как Diamond Edge 3D.
Практически каждый год NVIDIA старалась отправить на рынок свои усовершенствованные продукты, однако в те годы, когда она только начинала свою деятельность, Voodoo Graphics от компании 3dfx уже занимал прочные позиции. И даже выпустив новейшую по тем временам NVIDIA RIVA TNT с интегрированным 2D+3D-чипсетом, компания отстает от основного конкурента, шагнувшего в рынок с чипсетом Voodoo2. Второй текстурный процессор, позволявший отрабатывать две текстуры за один проход, оказался решающим.
NVIDIA предпринимает решительные действия. Полностью отказывается от чипсетов, от усовершенствования наборов логики со встроенным видеоускорителем. Рынок не откликался на такие модели, их ценовая планка была высоковата и компания сосредотачивается на чипсетах без встроенного видеоускорителя. Однако мудрая политика продаж и рекламные ходы позволяли более молодой NVIDIA выдерживать конкуренцию. А выпуск новейших драйверов только способствовал процессу.
Банкротство и поглощение 3dfx.
Гонка продолжалась. Борьба породила Voodoo3 и NVIDIA RIVA TNT2, размер памяти уже достигал 32Мб. Но 3dfx совершает шаг, впоследствии ставший для нее роковым. Началом конца.
3dfx приобретает компанию STB Technologies, делая ставку на собственные (объединенные) производственные мощности и научный потенциал. Но две крупные корпорации слишком различались по своей структуре, рынкам сбыта, видению перспектив и полноценного слияния так и не произошло. NVIDIA же делает ставку только на собственное расширение за счет освоения азиатских стран как поставщиков дешевой рабочей силы. И решительно вырывается вперед благодаря выпуску своих, самостоятельных разработок. Готовых продуктов, продаваемых под разными торговыми марками.
2000 год ознаменовался инициацией кредиторами 3dfx процесса банкротства. Наиболее ценные активы компании были проданы ее конкуренту, NVIDIA. Кстати, победитель полностью отказался финансировать продукты побежденной компании и разработал программу постепенного перехода на собственное оборудование. Законность сделки была подтверждена в судебном порядке через целых 9 лет.
Противостояние с ATI Radeon
Противостояние NVIDIA с ATI началось еще, когда на рынке видеокарт лидировала 3dfx. RIVA TNT на тот момент соперничала не только с культовой Voodoo2, но и с менее популярной ATI Rage. Rage технологически была посильнее RIVA, но, в конечном итоге, подкачали видеодрайверы. Видеокарта перегревалась, конфликтовала с операционной системой, некорректно работала в играх.
После ухода со сцены 3dfx лидерство на рынке перехватывала то одна, то вторая компания. ATI возьмет свое линейками Radeon 8xxx и 9xxx, NVIDIA перехватит лидерство, выпустив шестое поколение GeForce и удержит его вплоть до 2009 года. Пару лет ATI (а позднее AMD) Radeon HD будет сильнее конкурента, а к началу 2011 года положение дел выровняется и больших отрывов между конкурентами не будет.
На данный момент NVIDIA во всех мысленных модификациях продвигает шестисотую серию GeForce. По сути, линейка GeForce 6xx вышла позднее AMD Radeon 6xxx и 7xxx, расклады противника были уже известны, и оставалось только бить AMD по всем ценовым сегментам рынка. Затея практически удалась: AMD пришлось пойти на глобальное понижение цен практически всего модельного ряда видеокарт.
В копилку достижений NVIDIA также может записать себе выпуск самой мощной одночиповой видеокарты GeForce GTX TITAN, официальная премьера которой произошла в конце февраля 2013 года. Кроме того, еще в прошлом году была представлена самая мощная двухчиповая видеокарта NVIDIA GTX 690. Ждем ответа от AMD.
Прочие проекты
Чипсеты nForce
В начале 2000-х NVIDIA, кроме прочего, выпускала и чипсеты для материнских плат. Первые четыре поколения чипсетов поддерживали работу с процессорами AMD сокетов Socket A (nForce 1 и 2), Socket 754, Socket 939, Socket 940 (nForce 3 и 4). С пятого поколения началась поддержка и процессоров Intel.
nForce 980a SLI стал последним на данный момент чипсетом от NVIDIA. Вышел он в 2009 году и поддерживал опять же только процессоры AMD .
Графические процессоры Quadro и Tesla
Параллельно с разработкой видеокарт компания NVIDIA занимается созданием мощнейших графических процессоров, дающих выигрыш в скорости обработки данных. Графические процессоры Quadro и Tesla – собственные детища компании. Революционная технология программируемых процессоров на сегодня признана во всем мире. Принцип действия – комбинация обработки данных CPU + GPU. Смысл работы заключается в большом массиве потоковых вычислений с малой сложностью. Если CPU может обрабатывать не более 8 операций за такт (в современных моделей пока не более 8 ядер), то GPU мощных профессиональных видеокарт состоит из нескольких тысяч потоковых процессоров. Применяются профессиональные видеокарты в проектировании и 3D-моделировании, космических расчетах, построении новых органических веществ и медицинских препаратов и т.д.
Технология NVIDIA CUDA
Естественно, что разработки нового «железа» потребовали создания своего программного обеспечения. NVIDIA CUDA – архитектура, поддерживающая OpenGL и Direct3D, а с 2010 года и OpenCL. Позволяет проводить моделирование и решение задач на графических процессорах для решения сложнейших задач с применением моделирования в самых различных областях. Технология поддерживается операционными системами Linux, Mac OS X и Windows. В настоящее время разработки и исследования при помощи платформы CUDA ведутся более, чем в шестистах университетах мира.
NVIDIA Tegra
SoC – аббревиатура System-on-Chip, система на кристалле. Разработка, предназначенная для мобильных интернет устройств. Основные преимущества – низкое энергопотребление при наличии всех необходимых компонентов: процессора, графического процессора, различных периферийных устройств. Нашла своих потребителей на рынке смартфонов, КПК и смартбуков.
На данный момент официально представлено четвертое поколение NVIDIA Tegra, первые модели на базе новой SoC выйдут во второй половине 2013 года.
Ageia и PhisX
Продукт слияния NVIDIA и частной компании Ageia, разработавшей физический процессор для скорейшей обработки данных. PhysX – первый аппаратный чип, снимающий нагрузку в компьютерных играх со стандартного процессора. С момента слияния компаний носит название NVIDIA PhysX.
NVIDIA Shield
NVIDIA Shield представляет собой компактную игровую консоль на базе NVIDIA Tegra 4, которую можно будет не только брать с собой куда угодно, но и подключать к телевизору или монитору в домашних условиях.
Также Shield может подключаться к сервису Steam и запускать PC-игры. Правда, с одной оговоркой. Для данной «махинации» потребуется работающий компьютер с видеокартой не ниже GeForce GTX 650, процессором не ниже Intel Core i5 и беспроводной связью. По сути, играем мы на компьютере с помощью консольного геймпада, но изображение рендерится и передается на 5-дюймовый экран консоли.
***
Состояние дел на данный момент таково – 20 летний стаж работы в области производства графических процессоров позволяет компании уверенно чувствовать себя в тройке безусловных лидеров. А параллельные разработки дали толчок совершенно новой отрасли обработки данных. Грамотный маркетинг и выверенная ценовая политика позволяют компании NVIDIA смотреть в будущее с полой уверенностью в своих перспективах.