Краткая, но яркая история 3Dfx
- Подробности
- Опубликовано 25.04.2013 21:47
К вчерашним лидерам бизнеса быстро приходит забвение. Так случилось и с основателем рынка графических процессоров трехмерной графики, первым крупнейшим производителем видеокарт, американским брендом 3Dfx Interactive, Inc. После банкротства компании большая часть ее сотрудников перешла в корпорацию Nvidia. Та же участь постигла и интеллектуальную собственность 3Dfx. Тем не менее, именно благодаря деятельности 3Dfx Interactive мир компьютерных игр навсегда изменился, выйдя на уровень трехмерной графики
Как была основана 3Dfx.
Первая ласточка - чипсет Voodoo1
Датой основания 3Dfx стал 1994 год. Три специалиста, покинувших Silicon Graphics – Гари Таролли, Росс Смит и Скотт Селлерс решили организовать собственный бизнес. Штаб-квартира компании обосновалась в Моунтэйн Вью, Калифорния. Некоторое время спустя, оставив службу в TechFarm, в дружную компанию пришел Гордон Кэмпбелл. Первоначально 3Dfx сделала ставку на разработку и создание видеочипов исключительно для аркадных игровых автоматов, первый из которых (ICE Home Run Derby) предлагал игрокам стать на время участниками бейсбольного матча. Компании, выпускающие игровые приставки вскоре обратили внимание на решения 3Dfx. Nintendo 64Sony, PlayStation, Sega Saturn – все эти модели уже содержании чипы от 3Dfx Interactive.
Возможно, именно это побудило создателей 3Dfx попробовать написать игру и для ПК. Как следствие, в их программистских умах зародилась мысль о разработке простейшего 3D-прототипа. Идея воплотилась в создание наборов микрочипов для моделирования в 3D-формате. Согласно легенде, именно так компания и начала заниматься аппаратной поддержкой трехмерной графики. Спустя два года первый образчик чипа для ускорения 3D-графики при производственной поддержке Diamond Multimedia уже вышел в свет. Новинка имела новаторский программный интерфейс (Glide) и называлась VooDoo Graphics. Позднее мир геймеров стал называть ее VooDoo1.
Апогей компании 3Dfx
Несмотря на тот фактор, что решения 3Dfx по сути были 3D-ускорителями и требовали обязательного наличия стандартных 2D-видеокарт для работы с двумерной графикой, популярность продукции компании быстро росла.
В августе 1997 года на рынке появилась новая разработка компании, получившая имя Voodoo Rush. Это был уже симбиоз график обоих видов (2D и 3D) и необходимость в иной VGA-карте отпадала. Правда, по производительности Voodoo Rush уступала своему предшественнику вследствие использования одной и той же памяти и для двумерного чипсета, и для 3D. Кроме того, программирование Voodoo Rush осуществлялось через связанные регистры того же двумерного чипсета, а не посредством выведения напрямую на PCI-шину. Работа с прерываниями также еще не была реализована. Такое построение увеличивало поток служебных данных, и нагрузка на PCI возрастала. По вышеперечисленным причинам реализация Voodoo Rush шла не слишком успешно и была прекращена в течение года.
На смену релизу Rush, в 1998 году 3Dfx выпустила новую версию чипсета, получившую название Voodoo2 и состоявшую из трех микросхем. Для подключения Voodoo2 также требовалась внешняя 2D-видеокарта ,что выглядело не слишком технологично на фоне интегрированных продуктов от конкурентов. Но рекордная производительность Voodoo2 стала значительным шагом в развитии трехмерной графики. Поэтому, несмотря на достаточно скромное рабочее разрешение (800х600 пикселей) и некоторые проблемы с 16-битным цветом в режиме 3D, продукт получил большой коммерческий успех. Тем более что многие пользователи предпочитали подобрать две высококачественные видеокарты для разных график, чем одну интегрированную, но недостаточно отвечающую возросшим запросам.
В конце того же года линейка 3Dfx пополнилась чипсетом Banshee с меньшей относительно Voodoo2 ценой, чему способствовала удачно подобранная конфигурация компонентов. Построение Banshee на одной микросхеме не позволяло ей догнать по производительности Voodoo2 в сценах с большим количеством текстур и полигонов, но однотекстурные полигоны были сильной стороной чипсета. Кроме того, в Banshee производитель впервые попробовал свои силы в ускорении 2D, что оказалось вполне удачным. Продажи Banshee в целом были отнюдь неплохи, но популярности чипсета-предшественника она не достигла.
Совместно с Voodoo2, 3Dfx представила технологию Scan-Line Interleave (SLI). Режим подразумевал соединение специальным кабелем двух плат Voodoo2, что позволяло значительно повысить производительность и рабочее разрешение. Теперь пользователи могли наслаждаться картинкой с параметрами разрешения до 1024×768. Однако, недостаточная мощность существовавших тогда на рынке процессоров и громоздкость всей конструкции на дали возможности этой революционной разработке полномасштабно охватить рынок.
Так завершилась легенда
Покупка компании STB Technologies была призвана укрепить позиции 3Dfx и избавить ее от зависимости OEM-производителей. И действительно, компания получила собственные производственные мощности. Но тем временем конкуренция на рынке видеокарт стремительно обострялась. После представления компанией NVIDIA осенью 1998-го чипсета RIVA TNT, объем продаж Voodoo 2 резко снизился. Ни Voodoo Banshee, ни вышедшая вслед за ней Voodoo 3 уже не смогли остановить неотвратимого. Кроме того, на рынке постепенно окрепли и другие игроки - S3 и ATI.
Помимо выпуска все новых и новых моделей, 3Dfx Interactive проводит полную реструктуризацию и ребрендинг. Voodoo 4 и Voodoo 5 получились неоправданно громоздкими и шумными. Некоторые компьютерные корпуса уже в буквальном смысле не смогли вместить в себя этих монстров. NVIDIA же выпускает одно удачное решение за другим. И тогда 3Dfx предпринимает отчаянный шаг - покупает компанию Gigapixel, обладающую неплохим научным потенциалом. Идут разговоры и скором выходе нового чипсета Spectre. Правда воплотиться в реальности этим инновационным планам было не суждено.
Что стало причиной банкротства 3Dfx: чрезвычайно щедрое стимулирование сотрудников, излишняя амбициозность, либо недальновидная ориентация на продукты самой дорогой ценовой категории, но в 2000-м компания была продана за $25 млн. своему прямому конкуренту - NVIDIA, которого интересовала лишь ее интеллектуальная составляющая. Была начата процедура ликвидации, которая полностью закончилась уже спустя два года.
***
С появлением в начале века достаточно мощных ПК, рынок стал наполняться все новыми моделями 3D-видеокарт, поддерживающих OpenG и Direct3D. И уже тогда технология Glide была признана устаревшей. Но фан-клубы первой ласточки 3D-видеоигр до сих пор встречаются на просторах глобальной паутины. И гордое имя Voodoo произносится любителями этого раритета священным шепотом. А уцелевшие поклонники бренда с достоинством демонстрируют таким же ценителям раритета видеокарты, промаркированные просто и емко: 3Dfx.