Выбираем монитор. Часть 1. Немного теории

Рынок мониторов, как и рынок любой другой техники, не стоит на месте. Постоянно внедряются новые технологии и функции, увеличиваются диагонали устройств, устанавливаются новые интерфейсы. В общем, все для удобства потенциального владельца монитора. Современный темп роста рынка мониторов позволяет приобрести за разумную цену ту модель, которая раньше еще не была доступной.

Сейчас это один из самых больших (если не самый большой) сегмент рынка компьютерного оборудования, и чтобы адекватно оценить и выделить интересные модели для отдельных задач, необходимо четко определить несколько основных критериев.

Диагональ

Начнем с главной характеристики, на которую пользователь обращает внимание в первую очередь – размер экрана. Измеряется он по диагонали в дюймах (как и любое другое устройство с экраном). Диагональ современных пользовательских мониторов обычно лежит в диапазоне от 22 до 27 дюймов.

Все модели меньших размеров считаются устаревшими. При этом цена на них сравнительно дешевая, что является основной причиной закупки таких мониторов в офисы (экономия на всем).

Мониторы с диагональю более 27 дюймов достаточно редки и стоят, как пароход. Рассматривать данные модели в нашем обзоре, мы считаем излишним.

При выборе диагонали необходимо учитывать несколько вещей:

  • Потянет ли ваша видеокарта монитор с большой диагональю (или связку мониторов)
  • Достаточно ли пространства на рабочем месте, чтобы безболезненно разместить монитор. Конечно, это не старый ЭЛТ-монитор, который занимает весь стол, но спланировать рабочее пространство все равно необходимо.

В нашем обзоре мы рассмотрим самые распространенные диагонали мониторов на данный момент – 22’’ (или точнее 21,5’’), 24’’ (или точнее 23,6’’) и 27’’.

Соотношение сторон

Соотношение сторон монитора претерпело за последние 15 лет большие изменения. Если экран ЭЛТ-монитора и первые LCD-модели имели скорее форму квадрата (соотношения сторон 4:3 и 5:4, соответственно), то за последние шесть-семь лет все большую.популярность получили широкоформатные модели (соотношения сторон 16:10 и 16:9). В конечном счете, «классика» практически покинула рынок, а широкоформатниками теперь заставлены все компьютерные салоны.

«Растягивание» экрана коснулось не только мониторов, но и домашних телевизоров (в первую очередь, плазменных и LCD), проекторов и экранов в кинотеатре, матриц ноутбуков, экранов смартфонов.

Соотношение 16:10, как и классика , отживает свой век. 16:9 становится основным форматом, но к нему подбирается так называемый сверхширокий формат – 21:9. На данный момент это основное соотношение сторон для большинства блокбастеров, идущих в кино, и мониторов с диагональю от 27 дюймов.

Выбираем монитор. Соотношение сторон Выбираем монитор. Соотношение сторон Выбираем монитор. Соотношение сторон Выбираем монитор. Соотношение сторон

Разрешение

Разрешение экрана – количество точек по вертикали и по горизонтали, которые отрисовывает монитор. У каждого монитора есть приоритетные показатели разрешения и максимальное разрешение, выше которого монитор в принципе не поддерживает.

Приоритетные значения разрешения – это те значения, при выборе которых пропорции изображения не будут искажаться (т.е. сохраняется одно и то же соотношение сторон).

Если рассматривать модели от 21,5-дюймов, максимальное разрешение большинства моделей уже давно достигло отметки FullHD (1920 x 1080 точек). Большее разрешение могут себе позволить модели с диагональю от 27 дюймов (2560 x 1080 или 2560 x 1440 точек).

Со старыми моделями разнообразие гораздо выше, начиная от 1024х768 и 1280х1024 для «классики», 1440x900, 1680x1050 и 1920x1200 для устаревшего формата 16:10, 1280x720 (HD), 1366x768 (HD Ready) и 1600x900 точек для соотношения 16:9.

Выбираем монитор. Разрешение Выбираем монитор. Разрешение

Тип матрицы

От типа матрицы зависят все основные характеристики изображения – яркость, контрастность, цветопередача, время отклика, углы обзора.

На данный момент существует несколько основных технологий изготовления матрицы для монитора — TN, IPS, VA и др. У каждой технологии есть свои недостатки и преимущества. О них мы сейчас и поговорим.

TN+Film

Первая, самая распространенная и самая дешевая в производстве – TN (Twisted Nematic, скрученный нематический кристалл). На определенном этапе развития к названию добавилась приставка "Film", обозначающая дополнительную пленку, улучшающую углы обзора.

При подаче напряжения на панель жидкие кристаллы сворачиваются в спираль, ось которой перпендикулярна плоскости панели. Форма спирали неидельна, крайние кристаллы не параллельны поверхности, характеристики спирали под разными углами обзора заметно отличаются. Все это стало причиной двух больших минусов TN-матрицы - невысокая контрастность и сравнительно маленькие углы обзора.

Со временем горизонтальный угол обзора был доведен до приемлемого значения, но с вертикальным углом проблема стоит до сих пор.

С контрастностью и цветопередачей проблемы тоже никуда не делись. Можно целыми днями устраивать «танцы с бубном» вокруг TN-монитора, но качественного черного цвета получить так и не удастся. Остальные цвета на TN-матрицах также оставляют желать лучшего, что делает TN-мониторы малопригодными для работы с графикой даже любительском уровне.

Кроме того, имеется и такая проблема, как «выпадающий» или «битый» пиксель. При выходе из строя тонкопленочного транзистора на экране появляется яркая точка красного или зеленого цвета. Такие точки особенно заметны, если Вы собираетесь использовать монитор для просмотра фильмов или игр.

Куча минусов, но есть один большой плюс – время отклика. В свое время, TN-матрицы первыми достигли умопомрачительного значения в 16 мс, а затем 8 и 5 мс. Да, данный параметр не основополагающий, но для некоторых сфер применения он очень важен. К примеру, один из лучших игровых мониторов построен на базе TN-панели с временем отклика около 1 мс. Геймеры обычно не запариваются за реалистичную цветопередачу, стопроцентные углы обзора и прочее. Главное, чтоб моно было заметить противника на экране, и желательно увидеть его раньше, чем противник увидит тебя.

IPS

Технология IPS (In-Plane Switching) была разработана в далеком 1996 году компанией Hitachi для устранения двух основных проблем TN-матриц – небольших углов обзора и низкого качества цветопередачи. Кристаллы в ячейках панели расположены в одной плоскости и всегда параллельны плоскости панели. При подаче напряжения все кристаллы поворачиваются на 90 градусов, причем в активном состоянии панель пропускает свет, а в пассивном – нет, так что при выходе из строя тонкопленочного транзистора пиксель остается черным.

Позднее Hitachi доработали технологию до Super-IPS (S-IPS), Advanced Super-IPS (AS-IPS) и IPS-Provectus (IPS-Pro). Параллельно NEC разрабатывала свои панели под названиями A-SFT, A-AFT, SA-SFT и SA-AFT, но это в общем и целом всего лишь вариации технологии S-IPS.

С 2007 года флаг подхватила компания LG, представив новые вариации IPS - Horizontal IPS (H-IPS, большая контрастность и визуально более однородная поверхность экрана), Enhanced IPS (e-IPS, понижение энергопотребления, время отклика уменьшилось до 5 мс), Professional IPS (P-IPS, лучшая глубина цветопередачи) и Advanced High Performance IPS (AH-IPS, улучшение цветопередачи, увеличение разрешения и плотности экрана, повышение яркости, понижение энергопотребления)

Панели IPS были не только дорогими, но и сравнительно медленными, их время отклика всегда было больше чем у TN-панелей. До сих пор заметной проблемой IPS-матриц является сравнительно невысокая контрастность (на уровне TN-матрицы среднего класса). А вот в чем IPS-матрицы были сильней, так это в цветопередаче. По этому параметру IPS не оставляют шансов другим технологиям – только она может выдавать картинку, близкую к картинке качественных ЭЛТ-мониторов. По этой причине подавляющее большинство профессиональных мониторов для работы с графикой построены именно на IPS-матрицах.

Углы обзора тоже не могут не радовать – сидя перед монитором, невозможно заметить ни малейших искажений картинки, как это бывает у мониторов TN+Film. Большие углы обзора и хорошая цветопередача стали востребованы в смартфонах, планшетах и мобильных компьютерах.

MVA и PVA

Технология MVA (Multidomain Vertical Alignment) была разработана компанией Fujitsu в 1998 году как нечто среднее между TN и IPS – панель обеспечивала малое время отклика, но имело большие углы обзора, что позволяет превосходить TN-панели и напрямую конкурировать с IPS. А главное, применение MVA позволило получить более высокую контрастность, чем у панелей TN и IPS.

Достаточно долгое время MVA-матрицам прочили светлое будущее – TN-матрицы должны были уйти в нижний сегмент рынка, а дорогие IPS-матрицы – напротив, в верхний, на основной же части рынка должна была царствовать MVA. Не срослось. Сначала появились быстрые TN-панели с LED-подсветкой, затем IPS-мониторы начали дешеветь. Пока конкурентные технологии прогрессировали, MVA-матрицы топтались на месте. В итоге они оказались одними из самых медленных, и единственным весомым аргументом в их пользу осталась высокая контрастность.

Технология PVA (Patterned Vertical Alignment), которую разрабатывала компания Samsung, должна была стать альтернативой MVA. Структура жидких кристаллов в PVA такая же, как и в MVA – домены с различной ориентацией кристаллов позволяют сохранять нужный цвет практически независимо от угла обзора. Собственно, и проблемы у PVA-матриц точно такие же, как и у MVA – высокое время отклика и немного странная цветопередача (под определенными углами некоторые оттенки то пропадают, то опять проявляются). При этом у PVA дела с контрастностью обстоят еще лучше, чем у MVA.

Показатели экрана

Яркость

Показатель измеряется в канделах на квадратный метр. Яркость показывает насколько интенсивно будет свечение экрана. Высокая яркость нужна в помещениях с хорошим освещением (лампы дневного света), в противном случае изображение будет тусклым, придется напрягать глаза. В соновном, сейчас представлены модели с показателем контрастности от 250 до 350 кд/м2

Контрастность

Это отношение яркостей самой светлой и самой тёмной точек при фиксированной яркости подсветки. С воспроизведением затемненного изображения лучше справится монитор с более высокой контрастностью.

Различают статическую контрастность (или просто, контрастность) и динамическую контрастность. Статическая контрастность достигается в пределах одного кадра. У бюджетных моделей контрастность начинается от 800:1, приемлемыми считаются показатели от 1000:1 и более.

Динамическая контрастность – это отношение максимальной яркости при максимальной подсветке к минимальной яркости на минимальной подсветке. По сути, абсолютно бесполезный параметр, ничего не обозначающий, но поражающий воображение покупателя фантастическими значениями (5 000 000:1, 20 000 000:1 и т.д.)

Время отклика

Время отклика — это период, необходимый для переключения пикселя с белого цвета на черный и наоборот. Если переключение длится долго, то картинка тянется с заметным шлейфом. Современные непрофессиональные мониторы имеют время отклика от 2 до 8 мс (отдельные игровые мониторы – около 1 мс).

Углы обзора

Данный параметр указывает угол, при котором падение контраста не превышает определенного уровня. Иногда в указании углов обзора присутствует дополнительный показатель CR (contrast ratio), который обозначает отношение контрастности при указанных углах обзора относительно перпендикуляра к экрану (максимальной контрастности).

В идеале углы обзора имеют параметры 178° по горизонтали и вертикали (обычно пишутся 178° / 178° ). Многие бюджетные модели имеют углы обзора 170/160° и менее.

Цветопередача

Глубина цветопередачи монитора показывает, сколько цветов может отобразить монитор. Каждый элемент матрицы может управляться сигналом с разрядностью от 6 до 10 бит, в современных мониторах каждый пиксель состоит из трех таких элементов. Соответственно, разрядность увеличивается до диапазона от 18 до 30 бит.

18-битный цвет – прерогатива бюджетных TN-матриц, более дорогие IPS и PVA мониторы отображают 24-битные и 20-битные цвета. Увеличить данный показатель можно с помощью управления частотой кадров (FRC, frame rate control, по другому "темпорального дизеринга"), когда при выставленной частоте 60 или 75 fps фактическая частота составляет в два раза больше для показа разных цветовых оттенков, что позволяет давать полноценный 24-битный цвет.

Цветовой охват

Выбираем монитор. Цветовой охватДанный параметр не стоит путать с цветопередачей. Он означает, какую часть доступных для восприятия человеческим зрением цветов способен воспроизводить монитор.

Для описания диапазона цветов используется диаграмма, на которой изображается весь диапазон цветов, доступных для человеческого зрения глазу. По краям подковообразной фигуры расположены чистые цвета, а при приближении к центру они смешиваются, образуя точку белого цвета. При нанесении на эту диаграмму той или иной фигуры, покрываемая ей область и является доступным цветовым охватом или цветовым пространством.

Цветовой охват не связан с разрядностью цвета в мониторе и зависит от типов подсветки и матрицы.

Самыми популярными цветовыми пространствами являются NTSC (происходит от стандарта цветного телевидения при использовании ЭЛТ), Adobe RGB (популярно в полиграфии и профессиональной фотографии) и sRGB (популярно в компьютерной графике и любительской фотографии, составляет примерно 72% от охвата NTSC)

Дополнительные возможности

Поверхность экрана

Поверхность бывает глянцевая и матовая. Глянцевая больше пачкается и бликует от света, но изображение передается отлично. Матовая же поверхность менее маркая, но придает некоторую тусклость изображению. Разъемы подключения

На данный момент мониторы оснащаются четырьмя видами разъемов в различных комбинациях: аналоговый разъем D-Sub (VGA) и цифровые разъемы DVI, HDMI и DisplayPort. D-Sub позволяет подсоединить монитор к подавляющему большинству старых видеокарт и материнских плат, но качество передаваемого сигнала заметно хуже (имеется легкая размытость картинки). Цифровые разъемы позволяют передавать более четкую картинку, последние два стандарта позволяют кроме картинки передавать еще и аудиосигнал.

Прочие плюшки

К дополнительным, но совершенно необязательным возможностям можно отнести встроенные динамики, USB-разъемы, веб-камеры, сенсорный интерфейс и прочее. Большим плюсом будет возможность регулировки положения монитора по высоте, наклон и поворот в портретный режим.

***

Во второй части вы узнаете, на какие конкретные модели стоит обратить внимание при выборе монитора для игр, для работы с документами, для комфортного просмотра кино, для профессиональной работы с графикой. Продолжение следует...

Компьютерный портал "Компаньон" © 2016.
В случае перепечатки материалов обязательна прямая ссылка на сайт cs-companion.ru.