Philips CD-i - одна из худших консолей всех времен и народов

1990-е годы были временем экспериментов, невнятных, иногда странных, но смелых и всегда интересных. Например, CD-ROM тогда кто только не мучал: Sega CD стал одним из крупнейших разочарований, у Neo-Geo он сгорал сам и "убивал" консоль, и только у PC Engine не произошло отторжение, и дисковый привод более-менее прижился. В это самое время "сумрачный гений" из Philips подумал и решил: “А давайте вместо того, чтобы снабжать консоль CD-ROM, сделаем консоль из плеера!” Так появилась одна из самых провальных консолей 1990-х - Philips CD-i.

Система вышла в свет в 1991 году с кусающимся ценником в $700, и сложно было сказать, чем конкретно она хотела быть - потребитель видел проигрыватель, Philips позиционировали ее то как консоль, то как дешевый компьютер без жесткого диска, FDD, клавиатуры, мыши, монитора и других ненужных вещей. В целом, эту поделку было принято называть просто мультимедийной системой.

Philips CD-i Philips CD-i Philips CD-i Philips CD-i

Под корпусом консоли скрывался 16-битный CISC процессор Motorola 68070 с тактовой частотой 15.5 МГц, графический чип выгодно отличался от чипов в системах того времени, но и работал в совсем других целях - SCC66470 имел палитру в 16 миллионов цветов (32,768 могли выводиться одновременно) и поддерживал 2 режима разрешения экрана - 384×280 и 768×560, звуковой чип позволял воспроизводить 16-битное стерео, а оперативной памяти был целый мегабайт.

На консоли была предустановлена собственная операционная система - CD-RTOS (сильно упрощенный OS-9 от Microware), а CD-ROM, работающий на стандартной тогда скорости 150 Кб/с, распознавал диски аудио-CD, CD+G (формат звук+графика), Karaoke CD, а если подключить DV Cart, декодирующую MPEG-1, то ещё и Video CD.

Philips CD-i Philips CD-i Philips CD-i

“Раз это консоль, для неё должны быть игры!” - скажете вы, и будете почти правы. На момент запуска консоль комплектовалась парой обучающих программ, интерактивных энциклопедий, караоке, парой “портов” известных семейных настольных игр. Вот они как раз были хороши, но когда Philips стали выпускать “игры”...

С появлением Sega CD появился жанр “видео-игры”, представляющие собой нарезку интерактивных видеороликов, они то и стали причиной провала Sega CD, так как были скучными, глупыми и неинтересными. Библиотека же CD-i почти полностью состояла из игр такого плана, и кое-как прижились лишь аналоги популярных тогда ТВ-шоу.

Philips CD-i Philips CD-i Philips CD-i

Были, к счастью, и обычные игры. Имеющееся железо должно было с легкостью выводить яркую, многоцветную мультяшную графику, что же могло помешать успеху? Игры ужасно управлялись, и дело не только в неудобном джойстике, но и в программном управлении, написанном разработчиками. Среди мульт-игр есть пару неплохих, которые действительно смотрятся как интерактивный анимационный фильм, но остальные выглядели просто ужасно, и зачастую ничего, кроме боли и страданий не вызывали. Даже великим сериям не удалось спастись. CD-i версии игр с Mario - Hotel Mario и три игры Zelda - Link: The Faces of Evil, Zelda: The Wand of Gamelon and Zelda's Adventure, правом разработки которых Philips спешно разжилась во время совместной работы с Nintendo над CD-ROM для SNES, были названы худшими играми в своих вселенных за всю историю индустрии, человечества и вселенной в целом.

Philips CD-i Philips CD-i Philips CD-i Philips CD-i

Хорошо, как на консоль CD-I полный отстой, но была ведь у нее и другие сферы применения! CD-i выпускался в нескольких сериях, каждая из которых была решением для конкретной цели:

  • CD-i 200 серии – универсальные базовые модели, использовались как консоль и домашний видеоплеер
  • CD-i плееры 300 серии представляли собой портативные видеопроигрыватели, удобные в транспортировке и использующиеся для презентаций
  • CD-i плееры 400 серии были меньше и дешевле серии 200 и имели игровую и обучающую направленность - учебные программы для них были неплохи, надо отдать должное.
  • CD-i 600 серии была больше компьютером, нежели всем остальным. Ориентир был сделан на разработку программного обеспечения, так что в них присутствовала возможность подключения FDD, мыши и клавиатуры (вместо монитора, как можно догадаться, использовался обычный телевизор).

*** 

Philips CD-i, как игровая консоль - это полный провал, ведь лишь пару викторин, обучалок, настолок, ну и, возможно, караоке – странный набор, по сравнению с теми же Sega Genesis или SNES. Главный плюс - её можно было использовать как компьютер. Много периферии и программ, , а также сильно упавшая цена - $150 в 1996-м, тому лишь способствовали. Каким-то чудом CD-i просуществовала вплоть до 1998 года, продавшись общим тиражом в чуть более полумиллиона экземпляров и принеся своим разработчикам сумасшедшие убытки.

Компьютерный портал "Компаньон" © 2016.
В случае перепечатки материалов обязательна прямая ссылка на сайт cs-companion.ru.