Neo-Geo. Аркадный автомат в консольной обертке

1979 год, не так давно человечество воскликнуло - “Вау, видеоигры!” - и то тут, то там стали возникать всё новые и новые компании, так или иначе связавшие себя с новой отраслью. Одной из таких компаний стала SNK, возникшая в японской Осаке. Сначала компания производила лишь электронику, но почти сразу сменила курс только на игровые автоматы и видеоигры. SNK процветала - её аркадные автоматы любили в Японии, заказывали в США, но случился кризис 1983 года, и в большей или меньшей мере он затронул всех.

Во второй половине 1980-х преобладали компьютеры и NES, интерес к аркадам падал, и производство их всё меньше оправдывало себя. И тут ребята из SNK смекнули: “А почему бы не выпустить игровой автомат, поддерживающий сразу несколько игр на картриджах, вместо того, чтоб выпускать несколько автоматов - мы ведь сэкономим кучу денег!” Так к 1989 году был разработан аркадный автомат Neo Geo MVS.

Neo-Geo Neo-Geo Neo-Geo

Задумка пришлась потенциальным потребителям (владельцам баров, торговых центров и прочих людных мест) по вкусу, ведь теперь, когда местные ребятишки расставались со своими четвертаками уже не так охотно, всё что требовалось от владельца автомата - лишь заказать новый картридж за $200 и набор наклеек. Но куда более интересным решением стала разработка для тех заведений, которые в силу нехватки места или финансов не могли позволить себе полноценный автомат. Новая консоль сдавалась в аренду - клиент платил, садился перед телевизором за барной стойкой, получал геймпад и играл. Случалось и такое, что игрок вскоре протягивал бармену пачку купюр и умолял продать этого монстра, и таких случаев было со временем все больше и больше. Поэтому SNK заказали чуть больший тираж и пустили свою Neo-Geo AES в розничную продажу.

Neo-Geo Neo-Geo Neo-Geo

Разумеется, такая консоль просто не могла быть массовой - $650 за приставку, $200 (и более) за картридж - это ж 4 SNES! Почему так дорого? Поиграв, вы бы поняли за что брались такие деньги: это была не “приставка как аркадный автомат”, а абсолютно то же аркадное железо, только в миниатюрной коробке. Под корпусом скрывался Motorola 68000 (12 МГц), работающий совместно с Zilog Z80 (4 МГц), первому было доступно 64 КБ ОЗУ, второму – 2 КБ, объем VRAM составлял 84 КБ, из которых 16 хранили палитру, а 4 работали как VRAM быстрого доступа. За обработку звука отвечал мощный чип Yamaha YM2610 c 2 КБ аудиопамяти, который выдавал 15 звуковых каналов (4 канала частотной модуляции, один генератор белого шума, один генератор низких частот, 2 PIT, 6 каналов ADPCM с работающих на частоте 18.5 КГц, ещё один на частоте 1.8–55.5 КГц).

Neo-Geo Neo-Geo Neo-Geo

Консоль не была чудом инженерной мысли и при желании многое можно было бы удешевить и улучшить, но со своей задачей она, тем не менее, справлялась на “ура” - в разрешении 320x224 точек выводила 4096 цветов (при 16- битной палитре в 65,536) и 380 спрайтов одновременно. Первые картриджи давали игре невиданный ранее объем для заполнения – 80 МБ! Это в наш терабайтный век в них нет ничего невиданного, а в начале 1990-х цены на память очень кусались, так что цена в $200 была более чем оправдана.

Несмотря на дикий ценник, у Neo-Geo был свой потребитель, и вскоре та перекочевала в США, где продавалась в нескольких вариациях: Gold System за $649.99 с двумя контроллерами и двумя играми - “Magician Lord” и “Fatal Fury” (почти все игры для этой системы были собственные, и были они отличного качества!), Silver System за $399.99 без игр и с одним аркадным джойстиком.

Neo-GeoИзначально разработанная для галочки, теперь эта консоль Neo-Geo стала визитной карточкой и немаленьким таким источником доходов компании. На волне успеха, следуя моде, да и просто чтоб сэкономить на производстве, SNK решают снабдить свою консоль CD-ROM и в 1994 году выпускают Neo Geo CD, по мощности всё ещё равный полноценной аркаде, с нормальным кнопочным геймпадом и приемлемой ценой - $300 + $50 за диск.

Задумка отличная, если бы не одно “но”. Neo-Geo плевать хотели на эффективное использование ресурсов, фоны отрисовывали посредством спрайтов, а игры их были самыми ёмкими из всего, что тогда было на рынке - CD-ROM со скоростью чтения 1x грузил игры целую вечность, а некоторые до того много весили, что попросту заполняли кэш и вызывали минутные подвисания. SNK внесли пару конструктивных изменений и добавили кэш-памяти, переиздание консоли не подвисало и грузилось быстрее, но спустя пару часов игры консоль с большой вероятностью выключалась и более не подавала признаки жизни, сопровождая всё это запахом жженой пластмассы. Теперь они не позаботились об эффективном охлаждении, и консоль банально плавилась изнутри. Смирившись с провальной Neo-Geo CD , SNK вновь переключились на картриджи за $200. Впрочем, покупатель, позволивший себе консоль за 600 баксов, наверняка мог раскошелиться и на пару дорогих картриджей.

Neo-Geo Neo-Geo Neo-Geo Neo-Geo

В 1998 году SNK выпустили портативки Neo Geo Pocket и Neo Geo Pocket Color, которые разлетелись тиражом в 2 миллиона. Позднее другая японская компания купила все права на серию Neo-Geo и заморозила новые разработки, основатель SNK стал основателем Playmore, спустя 10 лет выиграл права на Neo-Geo на аукционе, и сейчас выпускает неплохую портативную консоль на Linux - Neo Geo X.

Neo-Geo Neo-Geo Neo-Geo

*** 

Вот такая вот консоль интересная история у Neo-Geo, и история, надо сказать, не маленькая. Поддержка Neo-Geo велась до 2004 года. Все время она стояла особняком от всех этих конкурентных войн, и просто была. Видимо, поэтому о ней до сих пор знают гораздо меньше, чем о тех же Sega Mega Drive или SNES.

Компьютерный портал "Компаньон" © 2016.
В случае перепечатки материалов обязательна прямая ссылка на сайт cs-companion.ru.