Четвертое поколение. Коротенечко...

Игровая индустрия с каждым поколением всё интересней и интересней: ещё недавно все восклицали: “NES, FAMICOM, NES!” – и ничего более не хотели признавать. Так было в Японии, так было в Северной Америке. На двух основных игровых рынках Nintendo единогласно решала, но Sega, шедшая в тени японского коллеги, и не думала сдаваться. “Мы ещё встретимся” - заявила она, и двинула покорять доселе свободную Европу, а за ней и остальной мир. Европейцам синий ёж полюбился, и медленно, но верно Sega росла и готовилась дать Nintendo бой.

Технологии развивались, и незаметно пришла 16-битная эра! Разработчики позабыли об ужасах 1983 года, и консольный рынок вновь стал лакомым кусочком. Как это обычно водится первую консоль в очередном поколении выпускает отнюдь не лидер индустрии, а компания, от которой никто ничего и не ожидал. Попробовать силы в новой отрасли решила NEC, немаленькая такая японская компания, занимающаяся всеми видами электроники. Под руку ей подвернулась молодая и полная сил компания-разработчик Hudson Soft, опечаленная отказом Nintendo от покупки их видеочипа нового поколения. NEC взглянули на эту разработку, и та пришлась им по нраву.

Приставка на базе нового видеочипа была готова уже к 1987 году и вышла под именем PC Engine. Японский малыш (его размеры едва ли превышали коробку от CD) стал первой в мире консолью, на борту которой трудился хотя бы один 16-битник (пусть и видеочип, а не CPU). Когда речь пошла о разработке периферийных устройств, то PC Engine стала первой консолью с CD-ROM, при этом еще и успешно его продававшие. На волне успеха NEC, фактически доминировавшие на японском рынке (Famicom быстро был задавлен силой 16 бит), по протоптанной тропинке двинули в Северную Америку, где и провалились. Тоталитарный режим NES всё ещё действовал, да и просто никто не хотел связываться с очередной неизвестной консолью.

PC Engine PC Engine PC Engine PC Engine

“Как смеет этот юнец, пороху не нюхавший, отнимать у меня потенциальных покупателей!” Возможно, именно так думало руководство Sega, готовя к выпуску свою Mega Drive, вторую «почти 16-битную» консоль (CPU у неё был 16-битный, а всё остальные чипы - 8-битные). Не став успешной в Японии, Mega Drive тут же двинула в Америку и Европу, где какая-никакая, но фан-база уже была.

Sega Mega Drive Sega Mega Drive Sega Mega Drive Sega Mega Drive

Наконец, в 1991 вышла SNES, и тут начинается самое интересное. SNES это SNES - успех Nintendo был предначертан, просто потому что это Nintendo. Япония сошла с ума, буквально сметая новинку с полок (300000 копий в первый день продаж). В Америке же Nintendo уже ждал «теплый прием». Проанализировав свои ошибки с Master System, Sega основательно подготовилась к первым крупномасштабным маркетинговым войнам в истории игровой индустрии. Для этого президент Sega нанял для продвижения Тома Калински - и это было чертовски верным решением! Том предложил следующее: быть злыми, резкими, давить на Nintendo ещё сильнее, и вместо милого Altered Beast комплектовать консоль Sonic the Hedgehog. “Крутой ёж для крутой консоли - мы MEGA DRIVE, агрессия, хардкор!” - в общем Sega вошла в Rage-mode, и тут Nintendo запаниковали не на шутку.

SNES / Super Famicom SNES / Super FamicomSNES / Super FamicomSNES / Super Famicom

По железу консоль от Sega была слабее SNES, все потуги с дополнительными видеочипами «не сыграли», по сравнению со звуковой системой SNES, Mega Drive чихал и кашлял. SNES была вершиной инженерной мысли, и раза в 3 технически превосходила Genesis. Тем не менее, маркетинг и хорошие игры сделали своё дело.

Sega Mega Drive Sega Mega Drive Sega Mega Drive Sega Mega Drive

Продажи Genesis с Соником росли как грибы после дождя, слоган всей рекламной кампании гласил “genesis does what nintendon't”, и наслушавшись пламенных речей, каждый школьник был уверен, что «Nintendo для сопляков, а вот Genesis это да-а-а, это для пацанов». Genesis действительно давал то, чего не могли дать Nintendo - экшн, которого до этого геймеры и не видели.

Библиотека эксклюзивов для Mega Drive на 90% состояла из “кровь, драки, пострелушки, тачки, спорт”, а библиотека SNES - “Mario Kart, друзья, радость, счастье, уии” – большинство американцев выбирали первое. Даже те игры, что выпускались на обе консоли, круче смотрелись на Genesis: когда суд заставил игроделов скрывать кровь и использовать возрастные рейтинги, Sega плевать на эти хотели, но не Nintendo, что на долгие годы закрепило за SNES и последователями репутацию консоли для девочек.

SNES / Super Famicom SNES / Super Famicom SNES / Super Famicom SNES / Super Famicom

Sega добились завоевали порядка 70% рынка Северной Америки к 1994 году. Nintendo, конечно, противились и скалили зубки, но поделать ничего не могли. Они лишь наблюдали и занимались обыденными делами, вроде разработки консоли на следующее поколение. Sega же, видимо, оставила в этой войне все силы (победить Nintendo и умереть), ведь вышедшие расширения были провальными, Saturn - плох, Teradrive - провал, работа над Neptune - пустая трата денег, а на маркетинг и поддержку более-менее успешного Dreamcast банально не хватило финансов и сил.

Зато Nintendo, когда продажи Sega в США пошли на спад (в Японии Mega Drive почти не продавалась, зато Европа и Бразилия ее приняли на ура) воспряла духом, а переиздание SNES - удешевленной и уменьшенной дала системе ещё пару лет жизни, даже после выхода Sony PlayStation.

Компьютерный портал "Компаньон" © 2016.
В случае перепечатки материалов обязательна прямая ссылка на сайт cs-companion.ru.