NES. Как семейный компьютер превратился в развлекательную систему

В 1983 году произошло нечто великое: на свет появилась Famicom, и ребята из Nintendo даже не подозревали что через 5 лет из “этих японцев” ищущих себя на новом поприще, они превратятся в монополистов консольного рынка, владеющих более 90% игровой индустрии, и на 30 лет вперед заработают себе звание лучших.

К концу 1984 года количество проданных копий Famicom в Японии превышает 2.5 миллионов, что означает абсолютное лидерство в стране восходящего солнца. С таким небывалым успехом к 1985 году Хироси Ямаути начинает поглядывать за океан и вскоре уже ведет переговоры с Atari, предлагая потихоньку отвоевать первенство у доминирующих в Америке домашних компьютеров и вновь заполонить ныне пустующую нишу. У Nintendo это почти получилось, формальности были улажены и осталось лишь поставить подписи под договорами, но тут как гром средя ясного неба появляется Coleco Adam, использующий в рекламе нелицензионный порт Donkey Kong. Atari на измене - “Nintendo, ты что же, сотрудничаешь с моим прямым конкурентом?”, и хоть Nintendo здесь вообще ни при чем, Atari разрывает прежние договоренности, а затем и генеральный директор, не выдержавший испытание кризисом, покинул свой пост, оставив японцев ни с чем.

Nintendo Entertainment System Nintendo Entertainment System Nintendo Entertainment System Nintendo Entertainment System

К счастью, Хироси Ямаути с самого детства был наглым малым, и заявил - “Значит продадим себя сами”. Планы были революционны и полны энтузиазма: “назовем её Advanced Video Entertainment System, и сделаем беспроводные контроллеры с инфракрасным интерфейсом, записывающий дисковод, клавиатуру и картридж с бейсиком, чтоб как компьютер только консоль, и за ту же цену!”. Реальность заставила немного сбавить обороты, и на CES ‘85 была представлена Nintendo Entertainment System (NES) - монохромная коробочка с двумя отсоединяемыми D-pad контроллерами а-ля Game&Watch и грамотно подобранными внутренностями: хоть микропроцессор не особо отличался от оного в Atari 2600 - 8-битный Ricoh 2A03 с 1.79 МГц, основанный на MOS 6502, за вывод графики отвечал PPU - дополнительный чип RP2C02 с тактовой частотой в 5.37 МГц и 2 КБ видеопамяти (помимо 4 КБ в стандартном картридже). Для работы со спрайтами было выделено 256 байт (положение в пространстве, цвет и т.д.), сами спрайты могли быть 8x8 и 8x16 пикселей при разрешении экрана в 256x240, а одновременно позволялось выводить до 25 цветов и 64 спрайтов. С такими характеристиками NES, несмотря на скептический настрой и шутки журналистов (“Кто-нибудь, скажите им что индустрия загнулась”), в октябре 1985 года партией в 50 тысяч штук приехал в Нью-Йорк и распродались в миг, вдохнув в консольный рынок США новую жизнь.

Nintendo Entertainment System Nintendo Entertainment System Nintendo Entertainment System Nintendo Entertainment System

Nintendo Entertainment System Nintendo Entertainment System Nintendo Entertainment System Nintendo Entertainment System

Чтобы не повторять ошибок Atari, в NES Nintendo очень серьезно подошли к вопросу качества разрабатываемых игр: в отличие от Famicom консоль снабдили 72 контактами для картриджей против 60 у японского коллеги, а к самими картриджам припаяли блокирующий чип NES10 - им снабжали только лицензированных разработчиков, скопировать его было практически невозможно, а при его отсутствии игра попросту не запускалась. Для подключения лицензионных картриджей от Famicom можно было приобрести Famicom to NES Converter, а для пиратской продукции “в народе” были популярны специальные адаптеры –необходимо было вставить лицензионный поверх пиратского, и с первого консоль считывала 4 злополучных контакта NES10, а остальные 68 - пиратская игра.

Nintendo Entertainment System Nintendo Entertainment System Nintendo Entertainment System

Обиженные разработчики, обделенные лицензией Nintendo, научились парализовать NES10 систему электрическим скачком. А вот игроделам, приближенным «к телу», пришлось не сладко, ведь условия у Nintendo были те ещё: не более пяти игр в год (что вынудило разработчиков открывать многочисленные филиалы), денежные отчисления и абсолютная власть Nintendo в вопросах цензуры и ценовой политики - японцы регулировали спрос, сдерживая весь рынок игр в ежовых рукавицах, и пусть и суровыми методами, но гарантии качества они всё же добились.

Nintendo Entertainment System Nintendo Entertainment System Nintendo Entertainment System Nintendo Entertainment System

*** 

За всю историю было продано более 40 миллионов NES и порядка 20 миллионов Famicom, и по сей день данную консоль справедливо считают лучшей. В 1990-х её успех затмил 16-битная Sega Mega Drive, однако Nintendo оставались лидером продаж вплоть до появления Sony Playstation.

Компьютерный портал "Компаньон" © 2016.
В случае перепечатки материалов обязательна прямая ссылка на сайт cs-companion.ru.