NES. Как семейный компьютер превратился в развлекательную систему
- Подробности
- Опубликовано 19.06.2014 02:12
В 1983 году произошло нечто великое: на свет появилась Famicom, и ребята из Nintendo даже не подозревали что через 5 лет из “этих японцев” ищущих себя на новом поприще, они превратятся в монополистов консольного рынка, владеющих более 90% игровой индустрии, и на 30 лет вперед заработают себе звание лучших.
К концу 1984 года количество проданных копий Famicom в Японии превышает 2.5 миллионов, что означает абсолютное лидерство в стране восходящего солнца. С таким небывалым успехом к 1985 году Хироси Ямаути начинает поглядывать за океан и вскоре уже ведет переговоры с Atari, предлагая потихоньку отвоевать первенство у доминирующих в Америке домашних компьютеров и вновь заполонить ныне пустующую нишу. У Nintendo это почти получилось, формальности были улажены и осталось лишь поставить подписи под договорами, но тут как гром средя ясного неба появляется Coleco Adam, использующий в рекламе нелицензионный порт Donkey Kong. Atari на измене - “Nintendo, ты что же, сотрудничаешь с моим прямым конкурентом?”, и хоть Nintendo здесь вообще ни при чем, Atari разрывает прежние договоренности, а затем и генеральный директор, не выдержавший испытание кризисом, покинул свой пост, оставив японцев ни с чем.
К счастью, Хироси Ямаути с самого детства был наглым малым, и заявил - “Значит продадим себя сами”. Планы были революционны и полны энтузиазма: “назовем её Advanced Video Entertainment System, и сделаем беспроводные контроллеры с инфракрасным интерфейсом, записывающий дисковод, клавиатуру и картридж с бейсиком, чтоб как компьютер только консоль, и за ту же цену!”. Реальность заставила немного сбавить обороты, и на CES ‘85 была представлена Nintendo Entertainment System (NES) - монохромная коробочка с двумя отсоединяемыми D-pad контроллерами а-ля Game&Watch и грамотно подобранными внутренностями: хоть микропроцессор не особо отличался от оного в Atari 2600 - 8-битный Ricoh 2A03 с 1.79 МГц, основанный на MOS 6502, за вывод графики отвечал PPU - дополнительный чип RP2C02 с тактовой частотой в 5.37 МГц и 2 КБ видеопамяти (помимо 4 КБ в стандартном картридже). Для работы со спрайтами было выделено 256 байт (положение в пространстве, цвет и т.д.), сами спрайты могли быть 8x8 и 8x16 пикселей при разрешении экрана в 256x240, а одновременно позволялось выводить до 25 цветов и 64 спрайтов. С такими характеристиками NES, несмотря на скептический настрой и шутки журналистов (“Кто-нибудь, скажите им что индустрия загнулась”), в октябре 1985 года партией в 50 тысяч штук приехал в Нью-Йорк и распродались в миг, вдохнув в консольный рынок США новую жизнь.
Чтобы не повторять ошибок Atari, в NES Nintendo очень серьезно подошли к вопросу качества разрабатываемых игр: в отличие от Famicom консоль снабдили 72 контактами для картриджей против 60 у японского коллеги, а к самими картриджам припаяли блокирующий чип NES10 - им снабжали только лицензированных разработчиков, скопировать его было практически невозможно, а при его отсутствии игра попросту не запускалась. Для подключения лицензионных картриджей от Famicom можно было приобрести Famicom to NES Converter, а для пиратской продукции “в народе” были популярны специальные адаптеры –необходимо было вставить лицензионный поверх пиратского, и с первого консоль считывала 4 злополучных контакта NES10, а остальные 68 - пиратская игра.
Обиженные разработчики, обделенные лицензией Nintendo, научились парализовать NES10 систему электрическим скачком. А вот игроделам, приближенным «к телу», пришлось не сладко, ведь условия у Nintendo были те ещё: не более пяти игр в год (что вынудило разработчиков открывать многочисленные филиалы), денежные отчисления и абсолютная власть Nintendo в вопросах цензуры и ценовой политики - японцы регулировали спрос, сдерживая весь рынок игр в ежовых рукавицах, и пусть и суровыми методами, но гарантии качества они всё же добились.
***
За всю историю было продано более 40 миллионов NES и порядка 20 миллионов Famicom, и по сей день данную консоль справедливо считают лучшей. В 1990-х её успех затмил 16-битная Sega Mega Drive, однако Nintendo оставались лидером продаж вплоть до появления Sony Playstation.