Famicom - первая консоль третьего поколения

Шел 1983 год, в игровой индустрии царила разруха: потребитель в конец разочаровался в игровых консолях и перешел на сторону дешевеющих и набирающих обороты домашних компьютеров, доходы консольного рынка упали на 96%. Тем временем на другой край земли, в Страну восходящего солнца взрывная волна дошла лишь слабым толчком, японцы только-только отошли от понга, и та же Atari 2600, вот уж 5 лет как понижающая успеваемость американских школьников, лишь к 1983 году дошла до восточного рынка, вытеснив лидирующую там Sega SG-1000.

В это время успех Nintendo на аркадном рынке 1980-х принес компании кучу денег, и чтобы не отставать от моды и не упускать до сих пор девственный рынок, те уже целый год как занимались разработкой собственного компьютера (16-битного, с Floppy-дисководом и клавиатурой), но президент компании, Хироси Ямаути, отверг это решение с аргументом “мы делаем развлечения, а значит это будет консоль”. Так, уже к 1982 году был готов прототип - страшненькая стальная коробка в глубинах которой трудился всеми любимый 8-битный MOS Technology 6502. Что примечательно, MOS 6502 никогда не продавался в Японии, софта для разработки попросту не было, поэтому всё пришлось разрабатывать вручную - первые игры для новой консоли создавались на компьютере NEC PC-8001 (вспомните терминалы из Fallout 3), а графику создавали посредством планшета и светодиодной сетки).

Famicom Famicom Famicom Famicom

Кодовым именем новой консоли было Gamecom - компьютер для игр, однако жена Масаюки Уэмуры - главного дизайнера, предложила назвать её Famicom - семейный компьютер, с акцентом на то, что это не компьютер в общеизвестном смысле - игрушка для радиолюбителей и инженеров, а система развлечений для всей семьи. Название пришлось всем по вкусу, Хироси Ямаути однажды увидев билборд DX Antenna, приказал раскрасить консоль в красный с белым, а контроллеры, задавшие моду и ставшие эталоном удобства на многие годы вперед, повторяли дизайн Game&Watch.

Famicom Famicom Famicom Famicom

15 июля 1983 года Famicom был готов. За год доработок было решено использовать заказной Ricoh 2A03 вместо 6502 - его абсолютный аналог, за исключением поддержки двоично-десятичной коррекции, и наличия программируемого звукогенератора, позволившего любителям создавать трекерную музыку и ставшего отцом жанра “8bit”. Не смотря на то, что его вычислительная мощность была не намного выше Atari (1.79 МГц против 1.19), и значительно ниже той же ColecoVision, отличия Famicom были значительны: дело в том, что консоль снабдили PPU - дополнительным процессором RP2C02 (NTSC, 5.37 МГц) / RP2C07 (PAL, 5.32 МГц) для генерации видеосигнала из графических данных в памяти. У PPU было 2 КБ видеопамяти плюсом к 4 КБ памяти в картридже (технология позволяла адресовать сколько угодно памяти, так что ограничением выступала лишь высокая стоимость каждого КБ), 256 байт для хранения информации о спрайте (положение в пространстве и т.п.), размер спрайта мог быть 8x8 или 8x16, одновременно можно было выводить 25 цветов и до 64-х спрайтов, а разрешение достигло 256x240 - по сравнению с консолями того времени это было “вау”.

Famicom Famicom Famicom Famicom

Famicom Famicom Famicom Famicom

Famicom продавали с ценником в 14800 иен и библиотекой из трех игр на старте, но увы, поспешив выпустить свое детище в свет, Nintendo упустили из виду брак, из-за чего первая партия отвратительно зависала и тормозила, испортив всё впечатление от новой консоли. К концу года выпущенные Famicom отозвали и вскоре выпустили с полностью переработанной материнской платой, и вот с этого-то момента начинается новая игровая эпоха, ведь уже к концу 1984-го тираж проданных копий превысил 2.5 миллионов, и целиком и полностью завоевал японский рынок.

Famicom, если очень постараться, можно было использовать как компьютер, ведь дополнительной периферии у него было ого-го: наиболее популярными были Famicom Disk System (дисковод для гибких дисков), подключаемая клавиатура, картридж с Бейсиком, и Модем Famicom.

Famicom Famicom Famicom Famicom

Дисковод подключался в разъем для картриджей посредством адаптера RAM adapter, добавляющего консоли 32КБ ОЗУ, 8 КБ видеопамяти и микросхему ASIC, расширяющую звуковые возможности и играющую роль контроллера дисковода (дисковод читал дискеты объемом 112КБ (чего очень быстро стало не хватать) и мог питаться от шести батарей типа C, чего, по заверениям, хватало на 5 месяцев работы).

FamicomС модемом дела обстояли хуже: помимо доступа к серверам Nintendo для чтения новостей/анекдотов/прогноза погоды, изначально тот создавался как инструмент для финансовых компаний (да, папы оккупировали детскую приставку чтоб следить за курсом биржи) однако ввиду частых ошибок из-за нестабильного соединения по телефонной сети NTT, да и просто скептического отношения деловых людей к детской приставке, в финансовой сфере модем так и не прижился, и рынок завоевало аналогичное устройство от Micro Core (однако среди участников тотализаторов и лотерей устройство пользовалось успехом). Затем модем попытались приспособить по прямому назначению – для игр, но и тут как-то не срослось - из пяти разрабатываемых игр (одна из которых “Го”, созданная по заказу самого Хироси) ни одна не распространилась массово, и лишь спустя год была создана сугубо сетевая линейка Super Mario Club, получившая широкое распространение как аркадная игра для детских конкурсов в игровых клубах.

***

 

Однако и лучшие когда-то уходят на покой, и для Famicom это время настало в 1989 году, когда вышла 16-битная Sega Mega Drive четвертого поколения, на что Nintendo тут же ответили своей SNES. Тем не менее, Nintendo уже завоевали себе громкое имя и ещё долгое время будут держать рынок почти что в монополии, а консоли успешней Famicom не появится еще долгое время.

Компьютерный портал "Компаньон" © 2016.
В случае перепечатки материалов обязательна прямая ссылка на сайт cs-companion.ru.