Sega Master System. Вызов лидеру индустрии
- Подробности
- Опубликовано 21.06.2014 16:34
Sega, Sega...твоей смелости и упорству остается только завидовать. С того момента, как Sega принялась осваивать консольный рынок, была приличных размеров занозой в мягких тканях Nintendo и играла не последнюю роль на рынке, не дающем поблажек. В то время как остальные сдавались или довольствовались незанятыми Nintendo нишами, Sega смело пыталась урвать себе всё большую и большую долю рынка, вскоре заняв заслуженное второе место - этим история компании и интересна.
Консольная история Sega началось 15 июля 1983 года, когда в один день с Nintendo’вским Famicom в свет вышла Sega SG-1000. Характеристики её были внушительны: 8-битный Zilog Z80 (аналог популярного MOS 6502) с частотой в 3,57 МГц, видеоконтроллер Texas Instruments TMS9918 с 16 КБ памяти, разрешением 256x192 пикселей и выводом до 32 спрайтов на один экран, звуковой контроллер Texas Instruments SN76489. Цена новинки составляла 15000 иен (на 200 больше, чем у Famicom), однако успехом она пользовалась лишь первые пару месяцев (Nintendo запороли первую партию и вынуждены были перерабатывать материнскую плату, однако вторая попытка через пару месяцев была более, чем удачна).
Sega не отчаялись и в 1984 году модифицировали консоль, выпустив SG-1000 II - то же, но с разъемом для подключаемой клавиатуры и подключаемым адаптером Card Catcher для чтения специальных игровых карточек.
Самой интересной модификацией была Sega Mark III, вышедшая в свет 20 октября 1985 года (за два дня до этого Nintendo продали в Нью-Йорке свою первую партию NES). Оперативная память с 2 выросла до 8 КБ, видеопроцессор модифицировали и научили выводить до 32 цветов одновременно (16 для спрайта и 16 для окружения) а консоль снабдили всё тем же адаптером Card Catcher, теперь предустановленным, и вшили в BIOS Mark 3, в зависимости от версии консоли, одну или несколько игр (обьем ROM составлял до 2048 Кбит). В качестве аксессуара можно было подключить световой пистолет, 3D-очки, или обвесить консоль дополнительным звуковым модулем на чипе YM2413 от Yamaha (на нем даже синтезаторы работали). Успех Mark 3 на рынке Японии, если сравнивать с предшественниками, был колоссальным, так что следом за коллегой, в июле 1986-го Sega также решают попытать удачи за океаном.
Sega побаивались напрямую выступать против Nintendo на “их территории” (кто-кто, а эти ребята обычно стирали конкурентов в порошок), так что на прилавках Северной Америки красовались не Mark 3, а уже Sega Master System за $200, прошедшая через редизайн и принявшая свой стильный красно-черный вид (в 1987 году его перезапустят в Японии за 16000 иен). Кроме того, консоль продавалась не Sega, а сторонним издателем - Tonka, продавцом игрушек. Это и стало первым препятствием в популяризации на рынке США - Tonka не умели продавать игровые консоли, и маркетинг у Mega Drive был никудышний (в то время как Nintendo были гениями этого дела).
Вторым препятствием были сами Nintendo, чинившие на рынке Северной Америки сущий тоталитаризм: политика лицензирования была таковой, что разработчики де-факто попадали в рабство, и помимо “мы безпрепятственно цензурируем и вообще творим что хотим”, Nintendo запрещали издавать игру на чем-либо, кроме NES. Звучит смешно, но так и было - вся библиотека NES была эксклюзивной, почти все разрабатывали для Nintendo и не имели права работать на стороне, так что японцы физически держали индустрию под колпаком, пока этот цирк не прекратила антимонопольная комиссия. Вот так и получилось - разрабатывать игры было попросту некому (лишь крупные Parker Brothers и Activision могли позволить себе открыть филиал), так что библиотека Master System на старте была весьма бедной и почти полностью японской, а количество проданных консолей за первые полгода едва превышало двести тысяч. Когда крепостное право отменили и разработчики расползлись по конкурентным франшизам, игровая библиотека возросла до 200 с лишним наименований.
В лабораториях Sega сумрачный гений начинает разрабатывать Sega Mega Drive, но та планируется не как продолжение, а как параллель (поддержка Master System и Mega Drive завершится примерно в одно и то же время), и чтобы извлечь из и так бедственного положения максимум выгоды, Master System решают удешевить по полной, и лишают всего, что не критично, выпустив Master System II - маленькую черную коробочку с кнопкой питания, кнопкой паузы и разъемом для картриджей - железо то же, но ценник в 2 раза меньше.
В Северной Америке Master System II издавалось своими силами, но смекнув, что США – уже оккупированный рынок, и жить одними лишь 10% бесперспективно, Sega решает - “А почему, собственно, только США, а не Европа?”. С 1987 года прощупывается Франция, Германия и Великобритания, где внезапно консоль пользуется просто бешеным спросом и с большим отрывом превосходит даже NES.
Общий тираж Master System составил 13 миллионов проданных копий. Дошло до того, что Европу наконец признают третьим приоритетным рынком, и теперь Nintendo прячется в тени и с горем пополам продают там свою NES смешным тиражом. А самой продуктивной оказалась, как ни странно, Бразилия, поддержка которой велась вплоть до 2000-х, а клоны создаются и поныне.