Sega Master System. Вызов лидеру индустрии

Sega, Sega...твоей смелости и упорству остается только завидовать. С того момента, как Sega принялась осваивать консольный рынок, была приличных размеров занозой в мягких тканях Nintendo и играла не последнюю роль на рынке, не дающем поблажек. В то время как остальные сдавались или довольствовались незанятыми Nintendo нишами, Sega смело пыталась урвать себе всё большую и большую долю рынка, вскоре заняв заслуженное второе место - этим история компании и интересна.

Консольная история Sega началось 15 июля 1983 года, когда в один день с Nintendo’вским Famicom в свет вышла Sega SG-1000. Характеристики её были внушительны: 8-битный Zilog Z80 (аналог популярного MOS 6502) с частотой в 3,57 МГц, видеоконтроллер Texas Instruments TMS9918 с 16 КБ памяти, разрешением 256x192 пикселей и выводом до 32 спрайтов на один экран, звуковой контроллер Texas Instruments SN76489. Цена новинки составляла 15000 иен (на 200 больше, чем у Famicom), однако успехом она пользовалась лишь первые пару месяцев (Nintendo запороли первую партию и вынуждены были перерабатывать материнскую плату, однако вторая попытка через пару месяцев была более, чем удачна).

SEGA SG-1000 SEGA SG-1000 SEGA SG-1000SEGA SG-1000

Sega не отчаялись и в 1984 году модифицировали консоль, выпустив SG-1000 II - то же, но с разъемом для подключаемой клавиатуры и подключаемым адаптером Card Catcher для чтения специальных игровых карточек.

Самой интересной модификацией была Sega Mark III, вышедшая в свет 20 октября 1985 года (за два дня до этого Nintendo продали в Нью-Йорке свою первую партию NES). Оперативная память с 2 выросла до 8 КБ, видеопроцессор модифицировали и научили выводить до 32 цветов одновременно (16 для спрайта и 16 для окружения) а консоль снабдили всё тем же адаптером Card Catcher, теперь предустановленным, и вшили в BIOS Mark 3, в зависимости от версии консоли, одну или несколько игр (обьем ROM составлял до 2048 Кбит). В качестве аксессуара можно было подключить световой пистолет, 3D-очки, или обвесить консоль дополнительным звуковым модулем на чипе YM2413 от Yamaha (на нем даже синтезаторы работали). Успех Mark 3 на рынке Японии, если сравнивать с предшественниками, был колоссальным, так что следом за коллегой, в июле 1986-го Sega также решают попытать удачи за океаном.

SEGA Master System SEGA Master System SEGA Master System SEGA Master System

Sega побаивались напрямую выступать против Nintendo на “их территории” (кто-кто, а эти ребята обычно стирали конкурентов в порошок), так что на прилавках Северной Америки красовались не Mark 3, а уже Sega Master System за $200, прошедшая через редизайн и принявшая свой стильный красно-черный вид (в 1987 году его перезапустят в Японии за 16000 иен). Кроме того, консоль продавалась не Sega, а сторонним издателем - Tonka, продавцом игрушек. Это и стало первым препятствием в популяризации на рынке США - Tonka не умели продавать игровые консоли, и маркетинг у Mega Drive был никудышний (в то время как Nintendo были гениями этого дела).

SEGA Master System SEGA Master System SEGA Master System SEGA Master System

Вторым препятствием были сами Nintendo, чинившие на рынке Северной Америки сущий тоталитаризм: политика лицензирования была таковой, что разработчики де-факто попадали в рабство, и помимо “мы безпрепятственно цензурируем и вообще творим что хотим”, Nintendo запрещали издавать игру на чем-либо, кроме NES. Звучит смешно, но так и было - вся библиотека NES была эксклюзивной, почти все разрабатывали для Nintendo и не имели права работать на стороне, так что японцы физически держали индустрию под колпаком, пока этот цирк не прекратила антимонопольная комиссия. Вот так и получилось - разрабатывать игры было попросту некому (лишь крупные Parker Brothers и Activision могли позволить себе открыть филиал), так что библиотека Master System на старте была весьма бедной и почти полностью японской, а количество проданных консолей за первые полгода едва превышало двести тысяч. Когда крепостное право отменили и разработчики расползлись по конкурентным франшизам, игровая библиотека возросла до 200 с лишним наименований.

SEGA Master System SEGA Master System SEGA Master System SEGA Master System

SEGA Master System SEGA Master System SEGA Master System SEGA Master System

В лабораториях Sega сумрачный гений начинает разрабатывать Sega Mega Drive, но та планируется не как продолжение, а как параллель (поддержка Master System и Mega Drive завершится примерно в одно и то же время), и чтобы извлечь из и так бедственного положения максимум выгоды, Master System решают удешевить по полной, и лишают всего, что не критично, выпустив Master System II - маленькую черную коробочку с кнопкой питания, кнопкой паузы и разъемом для картриджей - железо то же, но ценник в 2 раза меньше.

SEGA Master System SEGA Master System SEGA Master System SEGA Master System

В Северной Америке Master System II издавалось своими силами, но смекнув, что США – уже оккупированный рынок, и жить одними лишь 10% бесперспективно, Sega решает - “А почему, собственно, только США, а не Европа?”. С 1987 года прощупывается Франция, Германия и Великобритания, где внезапно консоль пользуется просто бешеным спросом и с большим отрывом превосходит даже NES.

Общий тираж Master System составил 13 миллионов проданных копий. Дошло до того, что Европу наконец признают третьим приоритетным рынком, и теперь Nintendo прячется в тени и с горем пополам продают там свою NES смешным тиражом. А самой продуктивной оказалась, как ни странно, Бразилия, поддержка которой велась вплоть до 2000-х, а клоны создаются и поныне.

Компьютерный портал "Компаньон" © 2016.
В случае перепечатки материалов обязательна прямая ссылка на сайт cs-companion.ru.