SG-1000 - первая домашняя консоль от SEGA

Заканчивается второе поколение, а об одном из будущих лидеров рынка пока ничего не слышно. Речь сегодня пойдет о компании SEGA и ее первой домашней игровой консоли SG-1000. Если большинство производителей хоть немного урвали со «стола» Atari и ее консоли Atari 2600, то SEGA опоздала настолько, что ей пришлось напрямую конкурировать уже с консолями третьего поколения и в первую очередь с будущей классикой, Nintendo Entertainment System. Но обо всем по порядку.

Становление SEGA.

Еще в 1940-е Мартин Бромли, Ирвин Бромберг и Джеймс Хамперт открывают в Гонолулу (Гавайские острова) офис компании Standart Games (впоследствии Service Games), и снабжают военные базы США простецкими игровыми автоматами, зарабатывая на вояках свой первый, довольно крупный капитал.

В 1951 году уже в Японии Бромли решает открыть новый токийский офис SErvice GAmes of Japan. Чуть позже, другой американский бизнесмен, Девид Розен, открывает в Токио Rosen Enterprises, чтобы вывозить оттуда предметы искусства. Вскоре, имея налаженный импорт и экспорт, компания перепрофилируется в поставщика сначала популярных в Японии будок для снимков, а затем и первых игровых автоматов (в общей сложности, было открыто около 200 игровых залов, приносивших Розену немыслимый доход). Единственным конкурентом были всё те же Service Games, однако Розен, смекнувший, что у тех есть автоматы, а у него аркадные залы, решает объединить усилия. Название компании, как уже все догадались, образовано из первых букв Service Games - SEGA.

Вплоть до 1980-х дела у SEGA идут отлично, доход от игровых автоматов приносит им около 100 миллионов долларов в год, хотя конкуренция в лице Nintendo была достаточно серьезной. В 1982 году Розен предлагает совету директоров не отставать от моды и заняться выпуском домашних игровых консолей, на что получает всеобщее одобрение. Так и появляется SEGA SG-1000 - первый, ещё неуверенный шаг на новом рынке, где SEGA продержится вплоть до 2001 года.

Семейство SEGA SG-1000

Не сказать, чтобы новая консоль была провальной, но и об успехе её говорить очень сложно, и причина тому была целая масса:

  • SG-1000 стартовала на японском рынке 15 июля 1983 года с ценником в 15 тысяч японских иен (около $150), в один день с Famicom (NES на американском рынке) от Nintendo, которые, в отличие от Sega, уже имели опыт успешных продаж на рынке домашних игровых консолей - Nintendo Color TV-Game;
  • NES превосходила SEGA SG-1000 по техническим параметрам.
  • Nintendo как таковая превосходила SEGA в маркетинге.
  • в конце-концов сами Японцы - народ отстраненный, не любит гайдзинов (чужаков), с трепетной любовью относится к продукции своих производителей, а Sega - всё таки американцы.

Тем не менее, SG-1000 продавался, и очень даже неплохо - ровно настолько, чтобы SEGA хватило энтузиазма вновь (уже с большим успехом) испытать себя на консольном рынке.

SEGA SG-1000 SEGA SG-1000 SEGA SG-1000 SEGA SG-1000

Техническая начинка, в целом, была схожа с ColecoVision, которая как раз и запомнилась мощным железом: микропроцессором выступал NEC 780C (практически точный клон Zilog Z80) с тактовой частотой в 3,5 МГц, оперативной памяти было 2 КБ, видеопамяти – 16 КБ, графику формировал Texas Instruments TMS9918, работающий в режиме 256×192 пикселей, и позволяющий одновременно выводить все 16 цветов (правда, в борьбе с третьим поколением консолей вряд ли этим можно было кого-то удивить), а вот звук был её изюминкой - звуковым чипом был довольно мощный и многофункциональный Texas Instruments SN76489, выводивший звук в четыре монофонических канала, и обладающий тремячетырехоктавными генераторами тона, и одним генератором белого шума.

С виду SG-1000 была консолью самого традиционного вида, и в сравнении с NES - проигрывала джойстиками: если Nintendo тогда впервые показали миру D-Pad - стандарт удобства, закрепившийся на многие годы, то у SG-1000 джойстик не только был не самым многофункциональным, но ещё и навеки привязан к консоли, хотя второй джойстик был подключаемым (что примечательно, к стандартному порту подключались и прекрасно работали контроллеры Atari 2600, Commodore, и в будущем геймпады Sega Mega Drive. Была, как тогда было модно, и подключаемая клавиатура - Sega SK-1100.

SEGA SG-1000 SEGA SG-1000 SEGA SG-1000

Несмотря на Nintendo и NES, своим светом затмивших всю Японию, SEGA развивают свою консоль и выпускают ее вторую модификацию - SG-1000 II. В отличие от того, что принято понимать под модификацией в США, SG-1000 II представляла собой, по сути, новую консоль - контроллеры во второй версии стали свободно-отключаемыми и эволюционировали до D-Pad, порт клавиатуры был размещен теперь спереди, и помимо него, можно было подключить принтер SP-400 справа и кассетный приемник SR-1000 справа, хоть и стоимость всех этих приблуд была сравнима с полноценным компьютером.

Чуть позже была выпущена модификация SC-3000 - та же SG-1000 II, но уже со встроенной клавиатурой (к слову, продажи ее превысили и первую и вторую версию SG-1000). К ней можно было подключить специальный дисковод SF-7000 (SC-3000 использовался больше как компьютер, нежели игровая консоль).  

SEGA SG-1000 SEGA SG-1000 SEGA SG-1000 SEGA SG-1000

Распространялась SG-1000, в основном, только в Японии, хоть под другими марками побывала и в Новой Зеландии, и в Европе, и даже в Африке, а вот до США так и не дошла - там теперь царствовали компьютеры. Библиотека игр при старте насчитывала всего 7 наименований (Space Invanders, H.E.R.O, Bomb Jack и другие), и в дальнейшем состояла из лицензированных марок у тех же Nintendo, Namco, Capcom и Konami, (хотя и собственные продукты SEGA пользовались успехом).

SEGA SG-1000 SEGA SG-1000 SEGA SG-1000 SEGA SG-1000

*** 

В целом, Sega SG-1000 продавалась ни хорошо, ни плохо (лучше всего подходит «нормально», особенно для первого шага на рынке). Было допущено всего две ошибки. Во-первых, консоль вышла перед самым концом 1983 года и не получила особого успеха в США. Во-вторых, как уже было сказано выше, бодаться с Nintendo на японском рынке тоже было не самым умным поступком. Стоило SEGA выпустить консоль на полгода раньше, и продажи были бы в несколько раз выше, но, как говорит народная мудрость, «кто не успел, тот опоздал». SEGA еще возьмет реванш, но об этом мы поговорим уже в другой раз.

Компьютерный портал "Компаньон" © 2016.
В случае перепечатки материалов обязательна прямая ссылка на сайт cs-companion.ru.