Vectrex - уникальная консоль с векторной графикой
- Подробности
- Опубликовано 17.03.2014 01:39
Vectrex - консоль с интересной историей и необычной технологией. Консоль, ставшая результатом случайности, и имевшая все шансы стать популярной и легендарной, но из-за появления в самое неподходящее для этого время, оставшаяся незамеченной. Vectrex - консоль, единственная в своем роде. Так давайте же узнаем, что это за зверь!
Жил себе Джей Смит, работал в Mattel, но однажды загорелся он желанием делать собственные электронные безделушки, и основал свою фирму - Smith Engineering. Дела у него шли неплохо, бизнес процветал, мечты сбывались.
Однажды, в конце 70-х, Джон Росс, один из сотрудников компании, по делам зашел в офис Electro Mavin, где увидел маленький (размером всего чуть больше дюйма) дисплей на базе осциллографической электронно-лучевой трубки. Тогда-то и зародился идея Vectrex - игровой консоли, которой не требуется подключение к телевизору, и поделившись ею со Смитом, Джон Росс собирает свою команду и принимается за разработку.
В июле 1981 года проектом заинтересовываются General Consumer Electronis, и решив взглянуть на проект лично, Грег Кракуер - президент GCE, понимает - грядет успех. В течение следующего года следует серия переработок, доработок и удешевления: диагональ экрана вырастает с одного дюйма сначала до трех, а потом уже и до весомых девяти дюймов, дорабатываются геймпад и динамик. В итоге получается маленькая векторная версия аркадного автомата (пока консоль была на стадии прототипа, то так и называлась - “mini-arcade” или “home-arcade”), и привозят её на CES 1982, вызвав на выставке неподдельный интерес публики. В ноябре 1982 года Vectrex наконец выходит в свет по цене $199.
“Всего 199 баксов? Разве монитор с консолью не должен стоить безумно дорого?” - спросите вы. Да, если бы использовался полноценный, хотя бы и монохромный монитор, та стоила бы как минимум в половину дороже, однако в основе её лежала до смешного дешевая лучевая трубка для осциллографа, которая рисовала картинку не в растре, а векторами, и отличие их более чем кардинальное. Растровое изображение представляет собой матрицу из маленьких пикселей, для каждого из которых заданы координаты расположения и оттенок, вместе они формируют картинку (просто откройте любое изображение .jpeg формата, приблизьте до максимума, и увидите разноцветные квадратики), в то время как векторы вообще не содержат пикселей, а лишь математическую функцию, скрипт, объясняющий как рисовать (сколько не приближай векторное изображение, оно будет таким же качественным и ровным, ведь просто “переформируется” согласно параметрам масштаба).
Одной из основных целей было максимальное удешевление всего, чего только можно . Как ни странно, на качестве это особо не сказалось: многие консоли 1982 года выпускаработают также хорошо и спустя тридцать лет. Из-за экономии изначально было решено использовать “двадцатибаксовый процессор” MOS 6502, но не заладилось - для отрисовки векторов тот был недостаточно быстр, так что вместо него решили использовать Motorola C68A09, с тактовой частотой 1.6 МГц. Оперативной памяти было все 1 КБ, и 8КБ памяти постоянной, а игры для неё, в соответствии тону поколения хранились на картриджах объемом до 32 КБ, коих в момент запуска было 12 штук.
Одна игра всё же была предустановлена в самой консоли - Mine Storm, и в ней был забавный баг: номера уровней хранились в 12-элементном массиве, так что при попытке обратиться к 13-му уровня, игра зависала и обнулялась - разработчики не предполагали, что кто-то зайдет в ней так далеко. Игру, однако, потом исправили и выпустили отдельным картриджем, который дарился каждому обратившемуся с жалобой на сбой.
Звук у Vectrex был хорош, ведь за него отвечал чип General Instruments AY-3-8912 (установленный также в Apple II, а уж яблочники на качестве не экономили) с тремя звуковыми каналами и генератором шума. Главная часть консоли, монитор, представлял собой самый обыкновенный монохромный Samsung 240RB40, перевернутый в вертикальное положение. Да, черно-белый, но вспомнив опыт первого Magnavox Odyssey, который решил убрать модуль генерации фоновых изображений для некоторых игр, и заменить его на обыкновенную целлулоидную пленку для поклейки на экран, создатели Vectrex решили поступить точно так же, и распространять игры с цветными пластинками на экран (оверлеями). Дешево и сердито.
Стоило Vectrex появится на рынке, как она тут же завоевала звание консоли года по версии журнала “Byte”, продавался на рынках США, Европы, и даже Японии (причем довольно успешно, хотя там и своих производителей предостаточно), а в 1983-м году ради одного только Vectrex, GCE были целиком поглощены Milton Bradley, заинтересовавшимися консолью ещё на том CES 1982.
А дальше все было как у всех - крах, обвал, банкротство, и очевидное прекращение выпуска Vectrex. К счастью, особых убытков никто не понес: за свои полтора года консоль успела окупиться, так что Джей Смит, не понесший вообще никаких убытков, просто вернулся к своим делам инженерным, а GCE и Milton хоть и потеряли пару миллионов долларов - всё таки корпорации с миллиардным оборотом, так что вряд ли они слишком расстроились.
Такая вот история. Всё-таки грустно, что такой потенциал был подавлен просто из-за появления не в то время.
Энтузиасты до сих пор выпускают игры для Vectrex, их количество уже в разы превышает оригинальные игры начала 1980-х. Сравнительно недавно для устройств на iOS был выпущен игровой пак Vectrex Reanimation, в который вошли порты всех старых игр.