Atari 2600. Легендарная консоль второго поколения и причина краха игровой индустрии
- Подробности
- Опубликовано 02.03.2014 06:05
Встречайте легенду - Atari 2600! Консоль, вдохнувшая жизнь в вялый рынок видеоигр, и приведшая его же к тотальному краху! Консоль, игры для которой продолжают создаваться и по сей день, хотя сама она не выпускается уже 20 лет. Консоль, которая никогда не умрет. Усаживайтесь поудобнее, ведь её история обещает быть интересной.
Немного не успели
Всё началось в 1975-м, когда Нолан Бушнелл, глядя на загнивающий рынок Pong-подобных консолей, решает - “Понгом давно уже никого не удивить, да и консоли способны на большее” - и начинает работу над проектом “Stella” - консолью нового поколения. Проблема старых консолей была в том, что никто не разрабатывал ничего нового, производители просто устанавливали Pong-подобный чип, вроде AY-3-8500, и пытались извлечь максимум прибыли с лозунгом - “Мой понг лучше их понга”. Эту проблему решила бы установка микропроцессора, позволяющего не просто следовать установленной логике, а задавать свою, и именно это было главной изюминкой “Stella”.
Процессоры для неё делали на заказ, и за основу взяли знаменитый “процессор за 20 баксов” - MOS Technology 6502 (на котором работают Терминатор и Бендер), но ещё более упрощенный и удешевленный - 6507, с 1.19 МГц тактовой частоты и меньшим числом выходов, что отразилось на адресуемой памяти – 4 Кб вместо 8, чего все равно было предостаточно. А вот с тем, как потратить эти 4 Кб, была проблема: использовать чипы, как в Pong-подобных системах, было невыгодно. Не выпускать же новую консоль для каждой новой игры, такой фокус уже не пройдет.
HP уже сталкивался с этой проблемой, и решил её по своему - информация размещалась на подключаемых чипах в пластиковых коробочках. Недолго думая, Atari решают - “Игры для нашей приставки будут выпускаться на 4-х килобайтных картриджах” - и тем самым порождают новую консольную традицию, просуществовавшую вплоть до 1996 года и Nintendo 64. Что ж, на тот момент Stella была, в целом, готова, но представляла собой массивную и дорогостоящую коробку, так что теперь ей предстояло :
- тесты-тесты-тесты,
- удешевление,
- придание товарного вида.
Работали себе Atari неспешно, разрабатывали, планировали выждать годик-другой, пока Pong окончательно всем надоест, да вот нежданно-негаданно, в 1976 году случилось нечто – Fairchild, всю жизнь разрабатывающие микропроцессоры, вдруг решили - “У нас будет своя игровая консоль, с микропроцессором и картриджами”, и выпустивший VES (или Fairchild Channel F) - консоль на микропроцессоре Fairchild F8 с 1.79 МГц, и аналогичной системой подключаемых картриджей. Как гром среди ясного неба! Представьте, каково было Нолану, вложившему в разработку “Stella” порядка 80 миллионов долларов, полтора года готовившему настоящий “бум” и уверенного в новаторстве своей идеи, смотреть на то, как кто-то забирает его рынок (да ещё и не умело, ведь Fairchild - это кружок инженеров и физиков, но никак не игроделов, идейных геймеров, или хотя бы издателей с опытными маркетологами).
Дело плохо. Процессором и картриджами теперь не удивить, первое впечатление подпорчено, вдобавок грядет массовая скупка микропроцессоров и клепание собственных картриджных консолей, как это было с Pong, так что если Atari продолжат медлить - все силы пойдут коту под хвост. “Но ведь их консоль почти готова, пусть заканчивают и стартуют хотя бы вторыми, не всё ведь потеряно” - скажете вы? Да, всё так, но был один нюанс - у Atari не осталось денег.
Продолжат в обычном темпе - потеряют всё, а заканчивать просто не на что. Тупик. Однако Нолан всё же находит выход - делает Atari подразделением Warner Communications, взамен получив 28 миллионов долларов, и в течение следующего года тратит всё на свою единственную разработку – Стеллу. Целью было удешевить производство, и для её достижения был нанят сам Джей Майнер (Да Винчи от мира микросхем), соединивший чипы обработки графики и звука в один (помимо них был ещё чип микропроцессора, позволить который мог даже школьник). Добавив два джойстика-рычажка, сэкономив ещё на паре параметров, но ничего кардинально не меняя, уменьшив в два раза и обернув в красивую древесно-пластиковую обертку, в конце 1977-го “Stella”, она же Atari 2600, наконец выходит в свет в комплекте с игрой “Combat” (танчики) и еще девятью картриджами в продаже.
Atari привели орудия в боевую готовность, и подготовились к конкурентной войне, однако та так и не разгорелась: в ответ на VES, Atari переименовывают Stella в VCS (Video Computer System) и пускают на прилавки с ценником в $199, а Fairchild, видимо не желающие принимать в этом участие, переименовываются в Fairchild Channel F с ценником $169.95. За следующие два года, в результате игры “сбрось цену”, обе консоли удешевляются практически вдвое. 1977 год завершился 250 тысячами проданных копий, в 1978-м - 500 тысячами (примерно 300 тысяч были попросту бракованными - нужно было как можно больше копий, так что пришлось сильно сэкономить на качестве - и всё же скупой платит дважды), и тогда фортуна, наконец, встала на сторону Atari - Fairchild, изначально не считавшие рынок видеоигр чем-то серьезным и стойким, практически полностью сворачивают производство под конец 1978 года, и целиком отдают рынок Atari.
И уходят они в самое удачное время, ведь рынок, который они пренебрежительно бросили, развивался тогда семимильными шагами: геймеры, как социальная прослойка, уже более-менее сформировались, а программисты уже исследовали Atari 2600 до последнего болтика, и научились выжимать из её вычислительного потенциала все соки.
Игровой беспорядок
Картриджи для Atari 2600 - отдельная тема в истории. Официальных игр было не так уж и много: Mario Bros. (не путать с Super Mario Bros.), Donkey Kong (японская звезда аркадных автоматов Nintendo), Pac-Man, Space Invaders, Adventure и другие хиты, однако все они составляли всего 5-10% - львиная доля находилась в пиратской бухте (я говорил в начале, что игры создаются и по сей день), и нелицензионная разработка достигла тогда масштабов вселенной - даже судебные разбирательства не смогли её остановить.
Atari (скорее Warner) сами этому поспособствовали, неуважительно относясь к труду создателей: программист того же Space Invaders, например, получил всего 11 тысяч долларов в качестве гонорара, в то время как сама игра, на минуточку, принесла компании более 100 миллионов - справедливо было бы выплачивать соразмерные процентные отчисления. Таких случаев было немало: Уоррен Робинетт, один из программистов Adventure, даже спрятал в игре пасхальное яйцо - свое имя (издатели отказывались даже упоминать имена программистов в играх) в тайной комнате, дабы погреться в лучах славы). Программисты уходили и основывали свои компании, самым ярким примером которой является Activision, которые стали основным издателем игр для Atari.
Warner Communications наверное были на седьмом небе от счастья: разрабатывали себе посредственные игры, и тут Atari сами в руки напросились, да ещё и с готовой приставкой на руках, и теперь составляют более половины их дохода, однако и лучшие когда-нибудь уходят на покой.
Начало конца
Первые предпосылки появились в 1982 году. Как и ожидалось, хоть и не так массово, как с Pong, но стали появляться консоли второго поколения от новых и старых производителей: Odyssey2, Intellivision и ColecoVision, и им было что противопоставить “королю”: Intellivision, помимо агрессивной маркетинговой политики именно против Atari, предлагала 90-кнопочную клавиатуру (которая, в виду частых поломок, высокой стоимости и сложности обслуживания, так и не была пущена в массовое производство, зато был Intellivoice - микрофон для некоторых игр, и обещание выпустить подключаемый принтер с клавиатурой в Intellivision III), ColecoVision помимо собственных игр, которые издавались по философии “лицензируем то, чего нет у Atari”, умел запускать игры от Atari 2600, а после танцев с бубном - и от Intellivision, так что имел самую большую библиотеку игр в мире, и по мощности был сравним с полноценным игровым автоматом (процессор Zilog Z80A на 3,58 МГц, 16 Кб видеопамяти, разрешение 256 × 192, 16 цветов, до 32-х спрайтов, и картриджи объемом до 32 Кб), и распространялся с подключаемыми модулями, превращающими его в полновесный, и довольно таки мощный компьютер.
Нет, ни в коем случае Atari 2600 не была забыта, продажи были высоки ещё очень-очень долго, но всё же упали, и серьезно, так что нужно было что-то решать. Ответ был дан в 1982 году - Atari 5200.
История её берет начало почти сразу после выхода Atari 2600, в 1979 году: тогда, предугадав такой исход событий, Atari уже разрабатывали модель на смену, однако тогда же стал развиваться и рынок домашних компьютеров - стоило слегка переработать консоль, подсоединить монитор, и та становилась ПК, по стоимости значительно превосходящие консоли. Начинка та же - прибыль выше. Вот и Atari смекнули, превратив все свои разработки в Atari 400 и 800 - в целом успешные. Когда же нагрянул 82-й, со сроками затянули, и рынок уже был наводнен, не было времени на разработку чего-то действительно крутого, так что комплектующие Atari 2600 просто заменили на более современные и мощные, и назвали это Atari 5200.
Микропроцессор был практически тот же, только для Atari 2600 MOS 6502 был намеренно ухудшен, а для 5200 - улучшен, и назван MOS 6502C. Особое внимание было уделено графике - видеосистему снабдили сразу двумя помогающими друг другу чипами, ANTIC (AlphaNumeric Television Interface Controller - микропроцессор, исполняющий инструкции по формированию изображения) и GTIA (Color Television Interface Adaptor - получает информацию от ANTIC, контролирует спрайты, определяет столкновения, приоритет и цвет/яркость объектов. На выходе чипа формируются раздельные цифровые сигналы яркости и цветности, из которых затем формируется аналоговый композитный видеосигнал), что сделало возможным палитру в 256 цветов и несколько режимов разрешения (максимальное - 320 × 192).На порядок лучше обстояли дела и с памятью - 16 Кб оперативной памяти и до 32 Кб на ROM-картриджах. Самым же интересным был чип POKEY, генерирующий звук, отвечающий за ввод/вывод, служивший таймером и генератором случайных чисел.
Забавно, что если вскрыть Atari 400/800, то можно увидеть то же самое железо, что ещё раз доказывает - над Atari 5200 особо не заморачивались (в то время как в 2600 не только деньги, но и душу вложили). Ну и ради “изюминки” сделали 4 коннектора для джойстиков (были как обычные Paddle-контроллеры, так и трэкболы) и парочку игр для 4-х игроков. С играми вообще была беда, поэтому Atari выпустили специальный коннектор, позволяющий запускать картриджи 2600 на 5200. В целом, консоль была проходной, и не смотря на улучшенные показатели, и близко не подобралась к уровню продаж 2600 (даже когда тот сильно упал).
В 1983 году наступает финал всего этого действа, обвал консольного рынка и падение общих продаж индустрии на 96 процентов! Причин тому много - перенасыщенность консолями и посредственными играми для них, распространение дешевых и доступных домашних компьютеров (благо, на этом рынке у Atari были неплохие позиции), и наконец рекламная компания Commodore 64, гласившая - “Зачем покупать ребенку приставку и отрывать его от школы, когда можно купить домашний компьютер, который поможет ему подготовиться к поступлению в университет?”
***
Для Atari 2600 это было закатом, но никак не смертью: в 1984 году консоль была мягко перезапущена под брендом Atari 2600 Jr. (геймеры прозвали её Дартом Вейдером) - компактная, стильная, и всего за $50, что дало ей вторую жизнь, и позволило просуществовать до 1 января 1992 года, несмотря на то, что эстафету безоговорочного лидера переняли Nintendo со своей NES.