Atari 2600. Легендарная консоль второго поколения и причина краха игровой индустрии

Встречайте легенду - Atari 2600! Консоль, вдохнувшая жизнь в вялый рынок видеоигр, и приведшая его же к тотальному краху! Консоль, игры для которой продолжают создаваться и по сей день, хотя сама она не выпускается уже 20 лет. Консоль, которая никогда не умрет. Усаживайтесь поудобнее, ведь её история обещает быть интересной.

 Немного не успели

Всё началось в 1975-м, когда Нолан Бушнелл, глядя на загнивающий рынок Pong-подобных консолей, решает - “Понгом давно уже никого не удивить, да и консоли способны на большее” - и начинает работу над проектом “Stella” - консолью нового поколения. Проблема старых консолей была в том, что никто не разрабатывал ничего нового, производители просто устанавливали Pong-подобный чип, вроде AY-3-8500, и пытались извлечь максимум прибыли с лозунгом - “Мой понг лучше их понга”. Эту проблему решила бы установка микропроцессора, позволяющего не просто следовать установленной логике, а задавать свою, и именно это было главной изюминкой “Stella”.

Нолан БушнеллНолан Бушнелл Нолан Бушнелл

Процессоры для неё делали на заказ, и за основу взяли знаменитый “процессор за 20 баксов” - MOS Technology 6502 (на котором работают Терминатор и Бендер), но ещё более упрощенный и удешевленный - 6507, с 1.19 МГц тактовой частоты и меньшим числом выходов, что отразилось на адресуемой памяти – 4 Кб вместо 8, чего все равно было предостаточно. А вот с тем, как потратить эти 4 Кб, была проблема: использовать чипы, как в Pong-подобных системах, было невыгодно. Не выпускать же новую консоль для каждой новой игры, такой фокус уже не пройдет.

HP уже сталкивался с этой проблемой, и решил её по своему - информация размещалась на подключаемых чипах в пластиковых коробочках. Недолго думая, Atari решают - “Игры для нашей приставки будут выпускаться на 4-х килобайтных картриджах” - и тем самым порождают новую консольную традицию, просуществовавшую вплоть до 1996 года и Nintendo 64. Что ж, на тот момент Stella была, в целом, готова, но представляла собой массивную и дорогостоящую коробку, так что теперь ей предстояло :

  • тесты-тесты-тесты,
  • удешевление,
  • придание товарного вида.

Работали себе Atari неспешно, разрабатывали, планировали выждать годик-другой, пока Pong окончательно всем надоест, да вот нежданно-негаданно, в 1976 году случилось нечто – Fairchild, всю жизнь разрабатывающие микропроцессоры, вдруг решили - “У нас будет своя игровая консоль, с микропроцессором и картриджами”, и выпустивший VES (или Fairchild Channel F) - консоль на микропроцессоре Fairchild F8 с 1.79 МГц, и аналогичной системой подключаемых картриджей. Как гром среди ясного неба! Представьте, каково было Нолану, вложившему в разработку “Stella” порядка 80 миллионов долларов, полтора года готовившему настоящий “бум” и уверенного в новаторстве своей идеи, смотреть на то, как кто-то забирает его рынок (да ещё и не умело, ведь Fairchild - это кружок инженеров и физиков, но никак не игроделов, идейных геймеров, или хотя бы издателей с опытными маркетологами).

Atari 2600 Atari 2600 Atari 2600

Дело плохо. Процессором и картриджами теперь не удивить, первое впечатление подпорчено, вдобавок грядет массовая скупка микропроцессоров и клепание собственных картриджных консолей, как это было с Pong, так что если Atari продолжат медлить - все силы пойдут коту под хвост. “Но ведь их консоль почти готова, пусть заканчивают и стартуют хотя бы вторыми, не всё ведь потеряно” - скажете вы? Да, всё так, но был один нюанс - у Atari не осталось денег.

Продолжат в обычном темпе - потеряют всё, а заканчивать просто не на что. Тупик. Однако Нолан всё же находит выход - делает Atari подразделением Warner Communications, взамен получив 28 миллионов долларов, и в течение следующего года тратит всё на свою единственную разработку – Стеллу. Целью было удешевить производство, и для её достижения был нанят сам Джей Майнер (Да Винчи от мира микросхем), соединивший чипы обработки графики и звука в один (помимо них был ещё чип микропроцессора, позволить который мог даже школьник). Добавив два джойстика-рычажка, сэкономив ещё на паре параметров, но ничего кардинально не меняя, уменьшив в два раза и обернув в красивую древесно-пластиковую обертку, в конце 1977-го “Stella”, она же Atari 2600, наконец выходит в свет в комплекте с игрой “Combat” (танчики) и еще девятью картриджами в продаже.

Atari 2600 Atari 2600 Atari 2600

Atari привели орудия в боевую готовность, и подготовились к конкурентной войне, однако та так и не разгорелась: в ответ на VES, Atari переименовывают Stella в VCS (Video Computer System) и пускают на прилавки с ценником в $199, а Fairchild, видимо не желающие принимать в этом участие, переименовываются в Fairchild Channel F с ценником $169.95. За следующие два года, в результате игры “сбрось цену”, обе консоли удешевляются практически вдвое. 1977 год завершился 250 тысячами проданных копий, в 1978-м - 500 тысячами (примерно 300 тысяч были попросту бракованными - нужно было как можно больше копий, так что пришлось сильно сэкономить на качестве - и всё же скупой платит дважды), и тогда фортуна, наконец, встала на сторону Atari - Fairchild, изначально не считавшие рынок видеоигр чем-то серьезным и стойким, практически полностью сворачивают производство под конец 1978 года, и целиком отдают рынок Atari.

Atari 2600 Atari 2600 Atari 2600

И уходят они в самое удачное время, ведь рынок, который они пренебрежительно бросили, развивался тогда семимильными шагами: геймеры, как социальная прослойка, уже более-менее сформировались, а программисты уже исследовали Atari 2600 до последнего болтика, и научились выжимать из её вычислительного потенциала все соки.

Игровой беспорядок 

Картриджи для Atari 2600 - отдельная тема в истории. Официальных игр было не так уж и много: Mario Bros. (не путать с Super Mario Bros.), Donkey Kong (японская звезда аркадных автоматов Nintendo), Pac-Man, Space Invaders, Adventure и другие хиты, однако все они составляли всего 5-10% - львиная доля находилась в пиратской бухте (я говорил в начале, что игры создаются и по сей день), и нелицензионная разработка достигла тогда масштабов вселенной - даже судебные разбирательства не смогли её остановить.

Atari 2600 Atari 2600 Atari 2600 Atari 2600

Atari (скорее Warner) сами этому поспособствовали, неуважительно относясь к труду создателей: программист того же Space Invaders, например, получил всего 11 тысяч долларов в качестве гонорара, в то время как сама игра, на минуточку, принесла компании более 100 миллионов - справедливо было бы выплачивать соразмерные процентные отчисления. Таких случаев было немало: Уоррен Робинетт, один из программистов Adventure, даже спрятал в игре пасхальное яйцо - свое имя (издатели отказывались даже упоминать имена программистов в играх) в тайной комнате, дабы погреться в лучах славы). Программисты уходили и основывали свои компании, самым ярким примером которой является Activision, которые стали основным издателем игр для Atari.

Atari 2600 Atari 2600 Atari 2600 Atari 2600

Warner Communications наверное были на седьмом небе от счастья: разрабатывали себе посредственные игры, и тут Atari сами в руки напросились, да ещё и с готовой приставкой на руках, и теперь составляют более половины их дохода, однако и лучшие когда-нибудь уходят на покой.

Начало конца 

Первые предпосылки появились в 1982 году. Как и ожидалось, хоть и не так массово, как с Pong, но стали появляться консоли второго поколения от новых и старых производителей: Odyssey2, Intellivision и ColecoVision, и им было что противопоставить “королю”: Intellivision, помимо агрессивной маркетинговой политики именно против Atari, предлагала 90-кнопочную клавиатуру (которая, в виду частых поломок, высокой стоимости и сложности обслуживания, так и не была пущена в массовое производство, зато был Intellivoice - микрофон для некоторых игр, и обещание выпустить подключаемый принтер с клавиатурой в Intellivision III), ColecoVision помимо собственных игр, которые издавались по философии “лицензируем то, чего нет у Atari”, умел запускать игры от Atari 2600, а после танцев с бубном - и от Intellivision, так что имел самую большую библиотеку игр в мире, и по мощности был сравним с полноценным игровым автоматом (процессор Zilog Z80A на 3,58 МГц, 16 Кб видеопамяти, разрешение 256 × 192, 16 цветов, до 32-х спрайтов, и картриджи объемом до 32 Кб), и распространялся с подключаемыми модулями, превращающими его в полновесный, и довольно таки мощный компьютер.

Нет, ни в коем случае Atari 2600 не была забыта, продажи были высоки ещё очень-очень долго, но всё же упали, и серьезно, так что нужно было что-то решать. Ответ был дан в 1982 году - Atari 5200.

История её берет начало почти сразу после выхода Atari 2600, в 1979 году: тогда, предугадав такой исход событий, Atari уже разрабатывали модель на смену, однако тогда же стал развиваться и рынок домашних компьютеров - стоило слегка переработать консоль, подсоединить монитор, и та становилась ПК, по стоимости значительно превосходящие консоли. Начинка та же - прибыль выше. Вот и Atari смекнули, превратив все свои разработки в Atari 400 и 800 - в целом успешные. Когда же нагрянул 82-й, со сроками затянули, и рынок уже был наводнен, не было времени на разработку чего-то действительно крутого, так что комплектующие Atari 2600 просто заменили на более современные и мощные, и назвали это Atari 5200.

Atari 5200 Atari 5200 Atari 5200 Atari 5200

Микропроцессор был практически тот же, только для Atari 2600 MOS 6502 был намеренно ухудшен, а для 5200 - улучшен, и назван MOS 6502C. Особое внимание было уделено графике - видеосистему снабдили сразу двумя помогающими друг другу чипами, ANTIC (AlphaNumeric Television Interface Controller - микропроцессор, исполняющий инструкции по формированию изображения) и GTIA (Color Television Interface Adaptor - получает информацию от ANTIC, контролирует спрайты, определяет столкновения, приоритет и цвет/яркость объектов. На выходе чипа формируются раздельные цифровые сигналы яркости и цветности, из которых затем формируется аналоговый композитный видеосигнал), что сделало возможным палитру в 256 цветов и несколько режимов разрешения (максимальное - 320 × 192).На порядок лучше обстояли дела и с памятью - 16 Кб оперативной памяти и до 32 Кб на ROM-картриджах. Самым же интересным был чип POKEY, генерирующий звук, отвечающий за ввод/вывод, служивший таймером и генератором случайных чисел.

Забавно, что если вскрыть Atari 400/800, то можно увидеть то же самое железо, что ещё раз доказывает - над Atari 5200 особо не заморачивались (в то время как в 2600 не только деньги, но и душу вложили). Ну и ради “изюминки” сделали 4 коннектора для джойстиков (были как обычные Paddle-контроллеры, так и трэкболы) и парочку игр для 4-х игроков. С играми вообще была беда, поэтому Atari выпустили специальный коннектор, позволяющий запускать картриджи 2600 на 5200. В целом, консоль была проходной, и не смотря на улучшенные показатели, и близко не подобралась к уровню продаж 2600 (даже когда тот сильно упал).

Atari 5200 Atari 5200 Atari 5200

В 1983 году наступает финал всего этого действа, обвал консольного рынка и падение общих продаж индустрии на 96 процентов! Причин тому много - перенасыщенность консолями и посредственными играми для них, распространение дешевых и доступных домашних компьютеров (благо, на этом рынке у Atari были неплохие позиции), и наконец рекламная компания Commodore 64, гласившая - “Зачем покупать ребенку приставку и отрывать его от школы, когда можно купить домашний компьютер, который поможет ему подготовиться к поступлению в университет?”

***

Atari 2600 Jr.Для Atari 2600 это было закатом, но никак не смертью: в 1984 году консоль была мягко перезапущена под брендом Atari 2600 Jr. (геймеры прозвали её Дартом Вейдером) - компактная, стильная, и всего за $50, что дало ей вторую жизнь, и позволило просуществовать до 1 января 1992 года, несмотря на то, что эстафету безоговорочного лидера переняли Nintendo со своей NES.

Компьютерный портал "Компаньон" © 2016.
В случае перепечатки материалов обязательна прямая ссылка на сайт cs-companion.ru.