ColecoVision - домашний аркадный автомат
- Подробности
- Опубликовано 16.03.2014 03:48
В свое время, не без помощи самого Ральфа Баера, Coleco и Telstar выпускают на рынок свою первую игровую консоль Coleco Telstar, однако вскоре продажи выровнялись на уровне окупаемости, и поддержка консоли была прекращена. В 1978 году Atari вновь завоевали рынок своей Atari 2600, и всё ещё не растеряв энтузиазма, руководители Coleco братья Гринберги решают во второй раз испытать удачу на консольном рынке - выпускают серию портативных спортивных симуляторов, компактные маленькие игровые автоматы (продавшиеся тиражом более 3 миллионов), но самый большой успех приходит к ним в 1982 году, когда из лабораторий Coleco выходит консоль второго поколения уже собственной разработки - ColecoVision.
У каждой приставки тех времен была своя изюминка: Atari 2600 была Atari 2600, у Odyssey2 была клавиатура и Basic, Intellivision обещали кучу дополнительных модулей и неплохую графику, Vectrex, оставшийся незамеченным, продавался с небольшим мониторчиком, а ColecoVision, стартовавшие на этом рынке почти перед самым концом, решили брать картинкой.
Упор был сделан на то, чтобы уместить графический потенциал полноценного автомата в маленькой домашней консоли, что им, безусловно, удалось. Железо у Coleco было невероятно мощное, даже если сравнивать с компьютером. К слову, так они и поступят: добавят несколько расширений и начнут продавать новинку как компьютер Adam, который, к сожалению, стал полным провалом (при включении Adam взрывался настолько мощным электромагнитным пучком, что стирал информации не только со всех подключенных магнитных носителей, но и со всех рядом лежащих.
В сердце консоли был установлен 8-битный процессор Zilog Z80A с тактовой частотой в 3,58 МГц, видеочипом Texas Instruments TMS9928A, позволяющий выводить одновременно не только 16 цветов палитры, но и до 32 спрайтов при разрешении 256 × 192 пикселей, а за звук отвечал SN76489A от тех же Texas Instruments, по характеристикам соответствующий аналогичному в Intellivision - 3 звуковых канала и 1 генератор шума. Видеопамяти было целых 16КБ (смешно говорить “целых” при современных «гигабайтных» видеокартах, но тогда это было настоящей революцией), а вот ОЗУ - всего 1 КБ, хотя в дальнейшем ее объем дотянут до 80 КБ. ColecoVision превосходила по техническим параметрам вообще всех, и невероятно точно копировала игры огромных аркадных машин из баров и торговых центров, на домашние телевизоры.
Политика лицензирования игр для ColecoVision заключалась в “Лицензируем то, чего нет у Atari”: Coleco знали, что у тех за спиной стоят Namco, и в ответ на это заручились поддержкой Sega и Konami. На старте предлагались 12 картриджей (на момент заката в 1984 году было порядка 170 наименований), а лицензия от Nintendo позволила изначально комплектовать её Donkey Kong, что стало невероятно выгодным маркетинговым ходом и принесло почти половину стартовых продаж консоли.
В целом, у ColecoVision была довольно таки качественная подборка игр всех жанров (к слову, именно на этой консоли появились первые градостроительные симуляторы по типу SimCity), а остаток составляли игры Atari 2600: был выпущен коннектор, позволивший без труда запускать картриджи Atari. При таком раскладе ColecoVision не только обладала коллекцией шикарных портов аркадных хитов, но и автоматически стала владельцем библиотеки Atari, тем самым стала консолью с самой большой игровой библиотекой на тот момент.
“Atari 2600 expansion kit”, по цене $60 (что дешевле Atari 2600 на $40), вызвал волну судебных разбирательств между Atari и Coleco. В результате, Coleco выиграла суд и уже в первые два месяца было продано 150000 переходников. Приятным бонусом для Coleco стало право на продажу игровой консоли Gemini (клон Atari 2600 с совмещёнными joystick/paddle контроллерами).
Первый год продаж ознаменовался миллионом проданных копий, всего же было продано порядка 6 миллионов консолей. В 2009 году IGN поставили её на 12-е место в ТОП-25 самых значимых в истории. К сожалению, ColecoVision появилась слишком поздно - в 1983 году, как известно, случился кризис игровой индустрии, и уже в 1984 году Coleco прекратила продажи своей консоли, а в 1989 году компания была поглощена Hasbro.