Mattel Intellivision. Хотели как лучше
- Подробности
- Опубликовано 08.03.2014 00:42
Индустрия видеоигр еще с конца 1960-х годов начала развиваться семимильными шагами. Чтобы ухватить свой кусок большого пирога, корпорация Mattel, известный американский производитель игрушек (в первую очередь, куклы Барби), выделяет кучу денег для создания своего нового подразделения Mattel Electronics. Mattel решает обскакать Atari с их 2600, и выпустить собственную игровую консоль - Intellivision («intelligent television» — «интеллектуальное телевидение). Вот о ней и поговорим.
Да, конкурентов у Atari была масса, как в первом поколении, так и во втором, но именно Mattel впервые заставил их встрепенуться не на шутку - хотя бы потому, что львиная доля конкурентов составляла собой малоизвестных любителей, в то время как Mattel была мегакорпорацией с огромной кучей денег за душой. Разработка консоли началась в 1978 году (в то время на рынке существовали и вяло сражались Atari 2600, Fairchild Channel F и Odyssey2), а уже через год, в конце 1979, был произведен первый пробный запуск. В начале 1980 года консоль таки была выпущена на рынок с ценником в $299 (при том, что Atari 2600 стоила вдвое меньше).
Основным оружием Mattel была агрессивная маркетинговая компания, причем не просто агрессивная, а с конкретным курсом против Atari: в кампанию были вложены миллионы, а для рекламы был приглашен сам Джордж Плинктон (видный журналист, заслуживший репутацию “своего парня”, который дурного не скажет), прямым текстом говоривший - “Одни и те же игры выглядят на Intellivision лучше, чем на Atari 2600” - и подтверждающий свои слова демонстрацией. И в целом, это было недалеко от истины.
Выглядеть лучше стало возможным за счет не самого обычного железа и архитектуры: под корпусом скрывался 16-битный микропроцессор General Instrument CP1610 - слегка переработанный CP1600, построенный на основе компьютера PDP-11, и использующий необычную технологию адресации (да и вообще отличающийся от микропроцессоров того времени), что позволяло Intellivision творить чудеса, несмотря на тактовую частоту в 894 КГц. У приставки было около 1.5КБ ОЗУ, из которых 512 байт было видеопамятью, кодирующейся 8 битами, 704 байта - системной памятью, кодированной 16 битами, и ещё 240 байт для скретчпада. ПЗУ составлял 7168 байт, из которых 496 ячеек по 10 бит были исполнительной памятью, а оставшиеся 2048 ячеек по 8 бит, то есть 2КБ, были постоянно видеопамятью (да, в архитектере Intellivision и черт ногу сломит). Всё это сделало возможным разрешение в 160×196px, и отображение до 8 спрайтов сразу, а также всех 16 цветов палитры одновременно (в то время как та же Atari 2600, да и большинство консолей того времени могли отображать только 8). И наконец звук, который был одной из главных изюминок: в то время как Atari 2600 производила что-то пикающее, звук Intellivision имел все претензии на реалистичность, ведь внутри у неё был чип AY-3-8914 (также установленный в Apple II), располагающий 3-мя звуковыми каналами и одним генератором шума.
Помимо мощного железа, была у Intellivision ещё одна вкусность - подключаемые модули. Самым интересным была, пожалуй, клавиатура Keyboard Component (по примеру Odyssey2, у которого та изначально была вмонтирована в корпус), которая скрывала под корпусом дополнительный микропроцессор MOS 6502, добавляла консоли до 64 КБ ОЗУ, имела выход на принтер и кассетный приемник для записи программ. К сожалению, с ней случилась не самая приятная история. В рекламной кампании она была одним из самых главных аргументов, “Покупайте Intellivision с клавиатурой, и почти что за бесценок получите полноценный компьютер” (хоть и стоил модуль почти как консоль), показывался счастливый работяга, подсчитывающий на приставке налоги, и всё было бы радужно, если бы не одно “но” - на прилавках та так и не появлялась.
Mattel, заставившими покупать свой товар только ради клавиатурного модуля, но сам модуль так и не выпустившими, заинтересовалась комиссия по торговле. Проблема состояла в том, что инженеры Mattel всё никак не сделать её достаточно надежной, и комиссия, так и не поверившая в её существование, пообещала штрафовать Mattel на 10000$ (в пересчёте на современный курс – 25000$), которые должны были выплачиваться ежедневно до тех пор, пока не выйдет апгрейд. Наконец Mattel представила Keyboard Component с возможностью его заказа по почте. Было продано всего 4000 штук, так как большинство заказов в 1983 году отозвали или вернули, из-за огромной разницы в заявленной и реальной цене (около 700$ против 150$).
Позднее клавиатура всё же была выпущена, правда под названием Entertainment Computer System (ECS), и формально даже действительно превращала консоль в компьютер, правда получилась она значительно упрощенная, всего с двумя килобайтами ОЗУ, предустановленным Microsoft Basic и выходом для принтера.
Когда консоль только выходила на рынок, библиотека игра составляла всего 4 наименования (в комплекте шел картридж Poker&Blackjack), к концу года было уже около 30, однако все они разрабатывались третьими лицами и лицензировались. Но когда продажи стали стремительно расти, и экспериментальный проект понемногу стал вторым по значимости источником дохода, было решено открыть ещё одну дочернюю компанию, направленностью которой был только софт для Intellivision.
Интересна была политика Mattel относительно своих игроделов: дабы никто не смог их переманить, вся информация, вплоть до имен и местоположения, тщательно скрывалась, и всё, что знали о них простые смертные - коллектив назывался Blue Sky Ranger, и игры делал, в целом, неплохие.
В 1983 году Mattel представляет новую консоль со сменными джойстиками и более стильным дизайном - Intellivision II, специальный модуль System Changer для запуска картриджей от Atari 2600, а для ECS выпустили специальное дополнение - музыкальную клавиатуру. В Intellivision II была изменена прошивка, и теперь консоль запускала только лицензионные игры. Несмотря на новинки, у Intellivision уже не всё складывалось как раньше. К августу у Mattel образовались огромные залежи консолей на складах, и цена на Intellivision II опустилась со $150 до $69. Mattel Electronics теряет $394.1 миллионов долларов и доля её рынка, в сравнении с 1982 годом остаётся всего 10%. Компания решает уйти с рынка игровых консолей первой, но вскоре за ней последуют и другие.
Жизнь после смерти
Часть сотрудников Mattel во главе с директором по маркетингу Терри Валески и ряд инвесторов выкупают права на разработки и игры компании Mattel за 20 миллионов долларов и все оставшиеся на складах экземпляры Intellivision. Помимо этого были выкуплены не распроданные картриджи у сторонних разработчиков Imagic, Activision, Parker Bros., Atari и Interphase.
Новая компания Валески, INTV Corp., продолжила распродавать запасы приставок через сети магазинов и почтовые заказы и, по сути, осталась единственным продавцом игровых приставок к рождеству 1984 года. В 1985 году, когда запасы Intellivision II истощились, была представлена новая консоль INTV III (Super Pro System или INTV Master System). Для новой приставки стали переиздаваться картриджи и аксессуары, вследствие чего INTV была единоличным лидером на рынке видеоигр в США, до прихода на американский рынок Nintendo и ее NES.
В 1986 году были изданы игры, завершенные ещё во времени Mattel, но так и не выпущенные. Интерес покупателей к ним подтолкнул руководство INTV пойти на контакт с бывшими программистами Mattel Electronics, и они закончили начатые игры, обновили ранее выпущенные и начали создавать новые!
С появлением NES, продажи системы Intellivision и игр к ней подпрыгнули, так как люди снова стали интересоваться видеоиграми. Но к 1988 году магазины уже стали отказываться продавать Intellivision. В 1989 году INTV уже начала делала игры для NES, а к 1991 году компания и вовсе обанкротилась.
В 1995 году Blue Sky Rangers создают сайт, на котором можно было познакомиться с историей Intellivision. В 1997 году бывшие программисты Mattel Electronics основывают Intellivision Productions, Inc., владеющую эксклюзивными правами на систему Intellivision и её игры, выложив для бесплатного скачивания несколько игр для PC и Mac. В следующем году в продажу поступает коллекция игр Intellivision Lives! Для PC и Mac, а в 1999 Activision Inc. публикует коллекцию Intellivision Classics для PlayStation. В 2002 году Intellivision Productions выпускает Intellivision в Hi-Fi, компакт-диск с музыкой навеянной Intellivision и саундтреками из самих игр. А в 2003 появляется Intellivision Greatest Hits (сборники из 10 и 25 игр) для PC и Mac, пользовавшихся огромной популярностью.