Второе поколение. Коротенечко...

Если первое поколение игровых консолей можно назвать поколением Pong, то второе – это поколение Atari 2600. Как и раньше на консоли портируются, в основном, аркадные хиты, но теперь это уже не две палки и шарик, скачущий между ними, а полноценные игры с цветной картинкой, хорошим звуком и разнообразным геймплеем.

Atari 2600 - одна из самых удачных приставок за все время и одновременно причина самого большого игрового кризиса. На дворе стояла середина 1970-х, не так давно Ральф Баер породил “первобытный океан” домашних видеоигр, а Нолан Башнелл сделал из них, собственно, индустрию, основав Atari и выпустив Pong, имевший куда больший коммерческий успех, чем Magnavox Odyssey, Coleco TelStar и прочие поделки на тему. Pong-подобные консоли тогда не делал только ленивый, и все они, по сути, были копиями копий, рынок был перенасыщен, и Нолан решил - “Так дело не пойдет. Создавать очередной понг не имеет смысла, и если Atari планирует оставаться на плаву, нужно что-то действительно новое, что-то программируемое с самых основ, нужно выйти из под власти конкретной логики, а для этого нужен микропроцессор.” - и купил (благо после успеха серии автоматов и консолей на Pong, деньги у Atari были) Cyan Engineering для разработки консоли нового поколения.

Нолан Бушнелл Atari 2600 Atari 5200 Atari 2600 Jr.

Консоль носила кодовое имя “Stella” (в честь велосипеда одного из главных инженеров), ядро которой составлял MOS Technology 6507, удешевленная версию MOS Technology 6502, который сам по себе был чертовски дешевым - Intel 8080 и Motorola 6080 продавались за $179, в то время как MOS - всего $25! Люди не верили, думали, что в чем-то сокрыт подвох, однако MOS не уступали по функциональности, но использовали другую технологию. В будущем Intel и Motorola сбросят цену до $79, чем порадуют разработчиков и любителей и сыграют немалую роль в популяризации технических хобби. Единственная проблема MOS Technology 6507 - меньшее количество выводов, из-за чего можно было использовать только 4 КБ оперативной памяти. Встала проблема и носителей памяти. Дело в том, что в порядке вещей тогда было использование перфоленты, использовать чип с предустановленными играми было невыгодно, а картриджи как в Magnavox - пластины с медными перемычками, были уже вчерашним днем. Тогда было решено последовать примеру HP, и использовать в качестве носителя ROM-картриджи на 4 КБ. Фактически, “Stella” была готова ещё в 1975 году, но перед тем, как выйти в свет, ей предстоял долгий путь облегчения, удешевления и уменьшения, так что пока Pong-рынок понемногу “загнивал”, Atari потирали ручки и готовились выпустить хит.

Atari 2600 Atari 2600 Atari 2600 Atari 2600

Переместимся на год назад, в лаборатории Fairchild Semiconductor. Дела компании идут паршиво, некогда сплоченный идеями и энтузиазмом коллектив теперь распался, лучшие работники ушли и основали свои компании (в узких кругах появился даже термин Fairchildren - ушедшие из Fairchild), и руководство решает помимо выполнения узкоспециализированных государственных заказов и разработки микропроцессоров (в этих же лабораториях микропроцессор был проектирован и создан десятком лет ранее), попробовать свои силы на развивающимся, да и близком по профилю рынке - игровых консолях. Ну, несложно догадаться что в качестве ядра было решено использовать процессор, да ещё и собственного производства - Fairchild F8 на 1.79 МГц, а в качестве сменного носителя памяти - картриджи на основе микросхем ПЗУ.

Fairchild Channel F Fairchild Channel F Fairchild Channel F Fairchild Channel F

Fairchild Channel F (или VES) выходит на рынок, игроки смотрят на 26 картриджей с РАЗНЫМИ играми и на цветную графику, как на чудо техники, а Нолан Башнелл бьется в бессильной злобе - “Это я придумал, я хотел быть первым, они даже не могут грамотно продать!” (а коммерческий успех Channel и правда был не велик). К счастью, “Stella” была готова процентов на семьдесят, правда, денег на завершение работ не было. Если бы Atari ждали, рынок наводнили бы аналогичные консоли на картриджах и микропроцессорах, “Stella” стала бы обыденностью, и более 100 миллионов долларов, уже ушедших в разработку, могли бы даже не окупиться. Будучи загнанным в тупик, Нолан за 28 миллионов долларов продает Atari корпорации Warner Communications, и несмотря на потери с продаж и вмешательство вышестоящих Warner, всё же заканчивает свой проект к октябрю 1977, и с громкой рекламной компанией врывается на рынок.

Fairchild, решив уступить место молодым, даже не принимали особо участие в конкурентной борьбе, переименовали свою VES в Channel F, в 1978 году и вовсе перестали уделять своей консоли особое внимание, вернувшись к родному для себя копанию в электронике, и оставив Atari, как те и мечтали, единственным игроком на этом рынке. Те, в свою очередь получили уже сформировавшуюся социальную ячейку геймеров и кучу программистов, наконец разобравшихся в устройстве Atari 2600, что стало причиной массовейшего клепания игр, и принесения Atari миллиардных доходов.

Magnavox Odyssey2 Magnavox Odyssey2Intellivision Intellivision

Конкуренция в лице сначала Odyssey2, затем Intellivision от Mattel, а затем ColecoVision от Coleco, несмотря на в разы более мощное железо, лучшую картинку и качественный звук, не смогли пошатнуть Atari с их легендой. Будут, конечно, интересные разработки, по типу Vectrex с выводом на встроенный мониторчик векторного изображения, но данный путь окажется тупиковым и дальнейшего развития не получит.

ColecoVision ColecoVisionVectrex Vectrex

Что было в дальнейшем, все вы прекрасно знаете: рынок был забит до отказа играми плохого качества от наспех финансированных разработчиков, причем у каждой консоли, коих также было немало, была своя (немаленькая, и редко совместимая с другими) библиотека игр.

Помимо того, популяризируются доступные домашние компьютеры - даже не Apple за тысячу баксов, а Commodore 64 и Atari 400/800 за $500-600, которые могли играть в те же игры (причем не было такого разнообразия архитектур, как у консолей, и библиотека была более-менее обобщенной). Ко всему прочему, компьютер мог редактировать тексты, считать налоги, программировать. В конечном итоге рекламный слоган Commodore 64 - “Зачем покупать ребенку консоль и отвлекать от учебы, если можно купить компьютер, и помочь ему поступить в институт” стал последней точкой, и отправил консольный рынок в нокаут - падение доходов индустрии составило 96%.

***

 

 В скором времени появятся новые консоли, причем оттуда, откуда никто не ждал. Nintendo с NES и SEGA с Master System поделят сначала рынок Японии, на котором игровой кризис практически никак не сказался, а потом переведут свое противостояние на американский и европейский рынки. Но это уже совсем другая история.

Компьютерный портал "Компаньон" © 2016.
В случае перепечатки материалов обязательна прямая ссылка на сайт cs-companion.ru.