Fairchild Channel F - первая консоль второго поколения

Шел 1956-й, и Роберт Шокли, питающий страсть к физике и электротехнике, тратит недавно полученную нобелевскую премию на основание собственной компании - Fairchild Semiconductor, где наконец принимается за свою давнюю мечту - разработку четырехслойного диода. Диод-то он изобрел (так его теперь и называют - диод Шокли), но знаменита эта компания отнюдь не им, а созданием первой в мире интегральной схемы на кремниевом полупроводнике. О, а ещё в ноябре 1976-го из под крыла Fairchild сошла игровая консоль Fairchild Channel F, ознаменовавшая начало второго поколения.

Дела к концу 1970-х у Fairchild шли не лучшим образом, и продукция не пользовалась коммерческим успехом (тот же Fairchild F8 нашел свое применение только в Channel F). Если вначале компания была клубом талантливейших инженеров своего времени, то сейчас - едва сводила концы с концами (в 79-м сдалась и была поглощена нефтесервисной компанией Schlumberger, вернув себе независимость только через 17 лет). Лучшие из лучших ссорились с руководством и уходили, чтобы основать свои компании (тот же дуэт Роберта Нойса и Гордона Мура - основателей Intel), и на Channel F возлагались большие надежды, хоть и профиль был не тот: коллектив Fairchild состоял, в основном, из научных работников, занимающихся серьезными делами и разрабатывающих специализированную электронику для нужд ВПК, так что рынок игровых консолей был для них затуманенной лесной чащей.

Fairchild Semiconductor Fairchild F8

Такой технически подкованной компании, грех было бы выходить на новый для себя рынок без пары тузов в рукаве, главным из которых стало использование крохотного микропроцессора Fairchild F8 (автором которого был всё тот же Нойс, собаку съевший на интегральных схемах) с тактовой частотой в 1.79 МГц, вместо объемных диодно-транзисторных логик в приставках первого поколения. F8 был куда более сложным процессором, в сравнении с собратьями (использующимися в инженерных калькуляторах и компьютерах), имел больше входов и выходов, чем у чипов того времени, и потому было решено распределить всю мощность между двумя отдельными чипами, вместе формирующими единый процессор. Были ли преимущества? Несомненно: с микропроцессором консоль познала целых 8 цветов палитры (что больше, чем у цветного предшественника - Nintendo Color TV-Game) и хоть объем видеопамяти составлял смешных 2КБ, а максимальное разрешение было всего 128×64px, что для тех времен, в сравнении с Magnavox Odyssey и Pong, было очень даже неплохо. Вывод же звука велся не через телевизионные динамики, а через собственный спикер, работающий на частоте до 0.5/1/1.5 кГц.

Fairchild Channel F Fairchild Channel F Fairchild Channel F Fairchild Channel F

Вторым “тузом” стало использование картриджей, да не пластин с медными перемычками, как у Magnavox, а настоящих картриджей - с микросхемами ПЗУ и записанными программами! Консоль более не была привязана к чипу с игрой, и всего для неё было выпущено 26 “видеокарт” (на одной умещалось по несколько игр), как их тогда называли, и в отличие от сотен тысяч вариаций понга, выпущенных за последние 8 лет, у Channel F игры реально отличались друг от друга! Был и привычный тир - Shooting Gallery, и экшн-шутеры, вроде Space War или Spitfire, платформеры Cat and Mouse и Maze, гонка с видом сверху - Drag Strip, футбол, шашки, покер, блекджек, боулинг, и даже стратегия - Sonar Search. Невиданное разнообразие, красивый внешний вид (картриджи были желтого цвета и немалых объемов, зато это позволило уместить в прилагающейся наклейке кучу обложек и короткую инструкцию с правилами для каждой игры) и приемлемая цена - $19.95 за картридж (при $169.95 за саму консоль), составили ей просто шикарное первое впечатление.

Fairchild Channel F Fairchild Channel F Fairchild Channel F Fairchild Channel F

Да и выглядела консоль довольно стильно - как Playstation 3 версии 1976-го, облаченная в глянцевый, стилизованный под дерево корпус. На передней панели располагался приемник для картриджей и панель управления из 5-ти кнопок: рычажок on/off, time, mode, hold и start, а сзади было место для хранения двух манипуляторов, и это имело смысл: те были тонкие и хрупкие (как у Wii), и стоило случайно наступить - прости, прощай. Игры становились активнее и живее, так что элементы управления следовало также двигать с точки “коробочка с дисковым регулятором” - джойстики Fairchild можно было вращать по круговой оси, тянуть вверх и жать, хотя до удобства NES (на 30 лет вперед задавшего стандарт джойстиков) им всё ещё было далеко.

Fairchild Channel F Fairchild Channel F Fairchild Channel F Fairchild Channel F

В коммерческом плане та не пользовалась особым успехом - не провалилась, но можно было и лучше. Да, только появившись на рынке, консоль в миг завоевала сердца игроков, истосковавшихся от pong-подобной жизни (ещё бы, с такими-то характеристиками и набором доступных картриджей) однако с полок не разлеталась. Причин тому было несколько, но основная всего одна: Atari почти сразу же выпустили свою 2600, и вот она-то уже стала легендой.

***

По настоящему значимой для игровой индустрии Fairchild Channel F была лишь в одном плане - её выход стал импульсом для Atari, уже год как разрабатывавших идентичную консоль и мечтавших первыми выйти на рынок с микропроцессором под корпусом и ROM-картриджами в комплекте. В конечном итоге, Atari выпустили свою консоль вторыми, но как и в случае с Pong, Atari 2600 стала легендой. Fairchild же, в ответ на это, выпустили Channel F System II, основные изменения которой заключались в дизайне, и навсегда выбыли с рынка во время игрового кризиса 83-го года, решив, что игры - это мимолетно и несерьезно, и вернулись к производству полупроводников.

Twitter
© 2018 :: Компьютерный портал "КомпаньОн"
В случае перепечатки материалов обязательна прямая ссылка на сайт Cs-Companion.ru