Первое поколение. Коротенечко...
- Подробности
- Опубликовано 27.02.2014 02:00
На дворе стоял 1950 год, и Клод Шеннон, используя недавние наработки одного из величайших математиков и информатиков своего времени - Аллана Тьюринга, реализует его же мечту - компьютер, умеющий играть в шахматы (во времена, когда алгоритм работы был написан, не было компьютера, способного его реализовать). Именно эту точку можно считать отправной в игровой индустрии, хотя шахматный компьютер представлял собой скорее научный интерес, нежели развлекательный.
Первые компьютерные игры
Компьютер для развлечения был создан два года спустя. Александер Дуглас в 1952-м создал ОХО - крестики-нолики для суперкомпьютера EDSAC.
Спустя 6 лет, Уильям Хигинботам, работавший над радарными установками, спроектировал и создал Tennis for Two (в отличие от Pong-подобных игр, симулировавшая физику поведения реального теннисного мяча), реализованный на осцилографе и старом аналоговом компьютере. Поиграть в новинку 1958 года мог любой посетитель Брукхейвенской национальной лаборатории.
Более серьезно к играм подошли Стив Рассел, Мартин Грец и Уэйн Уитанем, создавшие Spacewar на компьютере PDP-1 - игру о космическом сражении двух кораблей. В игре была гравитация и антигравитация, гиперпространство, у кораблей кончалось топливо - для своего времени она была настоящим бумом, и сыграть в неё не зазорно даже сейчас (благо современная её версия, как дань уважения, реализована в большинстве дистрибутивов Linux).
Появление игровых консолей
Однако полностью посвятить свою жизнь этой отрасли, решился только Ральф Баер, в период с 1968 по 1972 годы, по своим же наброскам разработавший первую в мире игровую консоль - Magnavox Odyssey, тем самым дав начало целому поколению, и принимая активное участие в его жизни.
Готовой консоли предшествовало целых 8 модификаций приставки Баера, добавляющих то фоновое изображение, то игры со световым пистолетом (пистолет работал крайне просто, как и все световые пистолеты тех времен: в дуле размещался узконаправленный фотоэлемент, улавливающий пучки фотонов при попадании в белое световое пятно), однако Odyssey была, по сути, совсем другой приставкой: после контракта с Magnavox, целый год детище Баера перебирали инженеры, удешевив почти втрое, избавив косолапый “Brown Box” от всего, чего можно. Целью было оставить максимум функционала, избавив от максимума деталей, и придать презентабельный внешний вид, идеально вписывающийся в интерьер 70-х.
Ну и тут пошло-поехало: презентация консоли прошла в ресторане Bowling Green, и встреча была более чем значимой для всего игрового мира - присутствовали там и Atari, и Nintendo - оба, вдоволь настрелявшись из светового винчестера и наигравшись в Pong, остались под впечатлением, и заключив контракты - первые устно, а вторые договорились о реализации Magnavox Odyssey в Японии - побежали в свои лаборатории, разрабатывать “своё”. Для первых это вылилось созданием огромной игровой махины для установки в барах и торговых центрах, а затем и компактной домашней версии всё той же махины - Atari Pong - самого функционального из понгов (в частности потому, что счет отображался на экране), а для вторых - созданием Nintendo Color TV Game в 1978-м - того же, только в цвете, да ещё и для “девственного” японского рынка, на котором лидерами были и будут оставаться Nintendo.
В целом, первое поколение игровых консолей можно назвать “Поколением Pong” - игры, разработанной Баером, и с успехом повторяющейся в разных своих вариациях (гандболл, теннис, бадминтон, волейболл, хоккей - как только её не называли) в десятках консолей, самые видные из которых:
• Atari Pong (сперва сошедшая на прилавки под маркой Sears Tele-Games) на чипе Atari C010765 - ориентированная на один лишь Понг приставка, существовавшая в 8-ми вариациях - первый шаг компании на рынке домашних консолей (следующим стал Atari 2600),
• Coleco Telstar на чипе AY-3-8500 (легендарном чипе, разошедшемся милионными тиражами, и реализующем 6 вариаций игры в Понг), и вышедшая на рынок в 15 разных вариациях (в одной из которых был сразу руль, световой пистолет, и джойстики) - вряд ли она увидела бы свет, если бы Ральф Баер не свел General Instruments - авторов чипа, и директора Telstar,
• Nintendo Color TV Game - реализовавшая Pong в цвете, и так и не вышедшая на рынок США (да и зачем, ведь дело обстояло в 1978-м, и тогда Pong уже в печенках сидел, в то время как Япония только начинала о нем узнавать),
• Philips Tele-Spiel для европейского рынка.
О бесчисленном количество малоизвестных клонов, равно как и о распространявшихся в СССР “Видеоспортах” и “Электрониках” на чипе К145ИК17 (практически идентичном AY-3-8500) и говорить не стоит.
Не обошлось и без судебных исков: Magnavox терпели-терпели, терпели-терпели, смотрели, как повсеместно нарушаются исключительные права Баера, и ничего не делали до самого апреля 1974-го года, когда небывалый успех Atari стал причиной первого иска по делу Pong. К счастью, тогда проблема была решена во внесудебном порядке: иск в $1.5 миллиона долларов попросту разорил бы развивающихся Atari, и несмотря на немаленький шанс выиграть дело, было решено просто приобрести у Magnavox лицензию за $700 000.
***
Ну а что было потом? Потом был Atari 2600, Odyssey2, Sega SG-1000 и ещё много чего интересного, но о втором поколении игровых консолей мы поговорим в следующий раз.