Philips Tele-Spiel. Первая европейская консоль с неудачной историей

В 1975-м, спустя всего год, после начала продаж Magnavox Odyssey на европейском рынке, вышла в свет и первая европейская игровая консоль, имя которой - Philips Tele-Spiel - консоль, в целом провальная, оставшаяся незаметной, и просуществовавшая всего год, но всё же заслуживающая быть узнанной. Как и собратья, это была консоль для Pong-подобных игр, и для разных рынков она называлась по разному: Telespel, Tele-Peli, и т.д., но значение было одно и то же - Теле-Игра (с нем.), равно как и индекс ES-2201 был одинаков для всех, а картридж, купленный в Дании, легко бы запустился и во Франции. 

По своей конструкции, да и чисто внешне она сильно отличалась от западных коллег, (больше походила на одну из модификаций Magnavox - Odyssey 100) была сделана как и всё немецкое - добротно, качественно, и представляла собой маленькую (даже в сравнении с Atari Pong, не говоря уж о гиганте Odyssey), приятную глазу бело-синюю коробочку с двумя нетрадиционными проводными манипуляторами (сама Tele-Spiel подключалась в стандартный телевизионный разъем, однако питалась от 9-ти вольтной батарейки), двумя парами регуляторов на корпусе - ползунковые, как и в Odyssey 100, использующиеся для ведения счета до 15-ти (из всего Pong-семейства, только Atari умела отображать счет на экране), и дисковые, но использующиеся не для управления, а для установки уровня сложности, разного для каждого игрока (слегка усложнялось управление ракеткой, та становилась медленной и неповоротливой), а также разъем для картриджей (занявший треть места на этой крохе), которые, как и картриджы Magnavox, не несли в себе электронных составляющих, а просто замыкали определенные контакты на консоли, и служили дополнением к общей схеме.

Philips Tele-Spiel 2201 Philips Tele-Spiel 2201

Логическая архитектура её была проста как дважды два (любой, знающий толк в электротехнике, мог без особого труда её починить, а если очень захотеть - даже модифицировать) - старая-добрая диодно-транзисторная логика, использованная ещё для создания Magnavox Odyssey: резисторы, конденсаторы, и всего 7 полупроводниковых CMOS-чипов на полевых транзисторах, составляющих ядро консоли, и формирующих графику со звуком - никаких интегральных микропроцессоров, как в том же Atari, да и вообще в компьютерах того времени.

Необычность манипуляторов заключалась в том, что вместо привычных и устоявшихся дисковых, те были слайдерными, представляли собой узкий и длинный брусок с подвижным рычажком по всей длине (двигая его, вы, соответственно, двигали и ракетку) и линейным потенциометром внутри (вместе вращательного, как у стандартных манипуляторов paddle-типа), а также маленькая кнопка в нижней части, применяемая в некотороых играх. Необычной была даже связь с консолью - те подключались, внезапно, не к самой Tele-Spiel, а непосредственно к картриджу - для этого те снабжались разъемами на задней панели. Было ли необходимым конструктивным решением, или простым желанием сделать по своему - так и останется тайной.

Philips Tele-Spiel 2201 Philips Tele-Spiel 2201

В комлпекте шел лишь страндартный для таких приставок Pong, он же Badminton, Tennis для французского рынка, и иже с ними (сложно выделить четкую разницу между всеми этими играми, когда вся игра состоит из пары световых пятен), однако всего было выпущено 5 картриджей: ES 2211 - Badminton, ES 2212 - Pelota - сквош, по сути своей, национальная игра Басков, ES 2213 - Skeet Shooting, для которого и использовалась та самая кнопка, ES 2214 - Racing, в котором требовалось лишь преодолевать препятствия, и ES 2215 - Ghostchaser.

Так почему же консоль провалилась в продаже, раз конструкция проста, вид привлекательный, габариты малы, а выбор игр достаточно разнообразен? Да всё из-за тех же картриджей, точнее не из-за них, а из-за цены, которую ломили за них Philips - 45 франков, чуть ли не четверь стоимости самой консоли за одну штуку. Возможно это было закономерным последствием усложненной конструкции картриджей, а может и обыденная жадность, но как бы то ни было - приставка тотально провалилась в продажах, и подарив всего год жизни, с начала 1975-го до середины 1976-го, Philps поставили на ней жирный крест и прекратили производство.

Philips Tele-Spiel 2208 Las VegasОднако на этом история не заканчивается, ведь на замену ей было выпущено целых 4 консоли, в этот раз не допустившие ошибок предка - Philips Tele-Spiel ES-2203/2204 и Philips Tele-Spiel ES-2208/2218 Las Vegas, которые, в отличие от ES-2201, работали на чиповой схеме, и не требовали покупки картриджей (собственно, в предустановленных играх и заключалось основное отличие 4-х этих моделей, ведь все были черно-белыми, и лишь чипы у них отличались “крутостью графики”). Вторая попытка оказалась куда более успешной, но та по прежнему не разлеталась с полок, как западные собратья, ведь главная ошибка так и осталась неисправленной - цены на консоль всё ещё были заоблачными, так что просуществовав ещё чуть дольше предка, все они повторили его судьбу, и сейчас о серии Philips Tele-Spiel никто даже и не вспомнит. Такая вот грустная немецкая история.

Компьютерный портал "Компаньон" © 2016.
В случае перепечатки материалов обязательна прямая ссылка на сайт cs-companion.ru.