Magnavox Odyssey. Первая игровая консоль
- Подробности
- Опубликовано 13.02.2014 00:21
При упоминании словосочетания "игровая консоль" многим сразу придут на ум современные XBox и Playstation, поколению 90-х годов вспомнятся Dendy и Sega Mega Drive. Но в 90-е годы в Россию пришли приставки уже третьего и четвертого поколения. А что было до них? Возможно кто-то вспомнит Atari Pong или его всевозможные советские клоны, но и данная приставка не была первой. Во времена, когда компьютерные игры загружались на суперкомпьютеры и были своего рода демонстрацией научного прогресса, появилась первая домашняя игровая консоль (или игровая телевизионная приставка) Magnavox Odyssey. О ней и пойдет сейчас речь.
Германия, 1922-й год, одна еврейская семья празднует рождение мальчика, в будущем великого и породившего целую индустрию, но сейчас просто сына фабричного рабочего по имени Ральф - Ральф Баер. Спустя 16 лет, испуганные ростом антисемитских веяний в стране, семья Баеров эмигрирует в США (всего за пару дней до трагичной “Хрустальной ночи”), где Ральф, навеки подарив свои душу и сердце электронике, заочно оканчивает радиоинститут с должностью мастера, и использует свои умения на благо семьи - устраивается техником сразу в несколько радиомагазинчиков.
В 1943-м, правда, кардинально меняет курс и поступает в армию, в разведку (где становится признанным экспертом в стрелковом оружии), однако по возвращении в 46-м решает продолжать обучение, и получает место в American Television Institute of Technology - одной из первых экспериментальных телестудий. Ну а затем всё идет как по маслу: сначала он участвует в разработке медицинской техники в Wappler Inc., затем получает должность инженера в Loral Electronics, где трудится над разработкой радарных установок. Именно с этой точки и начинается всё самое интересное: так как черно-белый телевизор в то время был истинным чудом техники, и производством его в то время занимались даже оборонные компании, Ральфу было поручено - “Сделай телевизор, который заткнул бы за пояс остальных”. В ответ на это, Ральф решил сделать что-то такое, чего у других попросту нет, например использовать тогда резервные каналы 3 и 4 для...игр!
Взяв блокнот и ручку, да расписав свою идею до малейших подробностей, Ральф показал концепт своему боссу, и к сожалению, был забракован до самой середины 60-х, когда тот поступает на должность начальника отдела дизайна и перспективных разработок в Sanders Associates, Манчестер, и вновь, спустя 15 лет, вспоминает о своем блокноте. На своей творческой должности и немалых шансах на успех, Ральф берется за свою идею более основательно: расписывает схему устройства, реализующего простенькую игру “Догонялки”, описывает основные типы видеоигр, которые вообще могут существовать. Довольно безумная, надо сказать, идея, ведь известные в то время видеоигры, такие как “Tennis for Two”, работали на суперкомпьютерах размером с комнатку, и стоимостью в сотни тысяч долларов, а Ральф собирался реализовать всё в маленькой коробочке, ценой с телевизор. Как бы то ни было, на следующий же день Ральф отправляется в магазин электроники, и вместе с Бобом Тремплеем (техник) принимается за разработку. Спустя 4 месяца, когда устройство уже умело выводит на экран управляемые световые пятна разных форм, Ральф даже получил несколько тысяч долларов финансирования, затем создал ещё несколько игр: “Заполни ведро”, “Пожарник”, вскоре и “Пинг-Понг”, позже собрал манипулятор-пистолет для игры “Лиса и охотник” и прочих тиров, и постепенно развивал своё устройство до 8-й модификации со световым винчестером, которую начальство признало вполне себе рентабельной (тогда она стала настоящим даром свыше, для терпевших убытки Sanders), а коллеги окрестили “Brown Box” (Баерс оклеил её пленкой, имитирующей древесный орнамент), что и стало официальным названием.
Теперь перед Ральфом встала другая проблема - продажи. Сколько бы компаний Баерс не обошел, везде он получал лишь отказ - Brown Box была угловатой, массивной, и стоила довольно дорого. И забросил бы он свою приставку на веки вечные, если бы Magnavox, на презентацию которой Баерс принес все 12 картриджей, не дали зеленый свет, но с одним лишь условием - удешевить. В течении года её безжалостно перебирали инженеры обеих компаний, был убран модуль генерации фоновых изображений - окружений для отдельных игр, на замену которому было решено продавать игры с пленкой на экран, и вот, в 1972-м году, был окончательно готов результат многолетнего труда, первая в мире игровая консоль - Magnavox Odyssey.
В отличие от предшественника, Magnavox (или 1TL200) был в 2 раза меньше, и выглядел куда более привлекательно для конечного покупателя, да и начинку имел куда более простую и пригодную для ремонта - всё работало на подключаемых и легко заменимых модулях. Более того, она работала не на микропроцессоре, а на транзисторах и диодах (по 40 штук), и несмотря на аналоговую схему работы джойстиков, сама система была цифровой. Сами джойстики представляли собой коробочку с двумя рычагами по бокам - один для управления точкой по горизонтали, другой для вертикали. Был также пистолет и дробовик (для них приставка снабжалась отдельным портом), в стволе которых находился обычный узконаправленный фотоэлемент, который сообщал консоли разные данные, в зависимости от попадания в темную или светлую область (можно было симулировать попадание, выстрелив во что-нибудь светлое). Всего для консоли было создано 28 игр, большинство из которых было спортивными симуляторами (самой первой и самой популярной был Table Tennis - аналог Tennis for Two), и разместились они на 11-ти картриджах (существование 12-го не подтверждено), но в отличие от общеизвестных, те не содержали ни единого электронного элемента, помимо медных перемычек, замыкающих определенные контакты внутри самой консоли, и генерирующих, таким образом, изображение на экране (особо умелые могли попробовать создать картридж с собственной программой). А питание производилось от батареек, хотя их можно было заменить девятивольтовым блоком питания.
Первая презентация Magnavox Odyssey прошла в ресторане Bowling Greene, и прошла, как вспоминает Ральф, с феноменальным успехом - из-за восторженных аплодисментов он чуть ли не закричал “Это мой ребенок!”. Одна лишь проблема настигла её в первые дни жизни - никудышние продажи, причиной чему был неудачный маркетинг:
- реклама, из-за которой люди полагали, что приставка работает только с телевизорами Magnavox, что было не так (позднее эта ошибка была исправлена, а для реклама был приглашен сам Френк Синатра!)
- отказ от реализации в торговых центрах - приставка продавалась только в торговых сетях Magnavox,
- цена в 100 долларов, и ещё 25 за световую винтовку, что в те годы было вполне себе круглой суммой.
Как бы то ни было, всего было продано чуть более 300 тысяч Magnavox (не считай клонов для зарубежных рынков, таких как Odyssee для Германии, Kanal 34 для Швеции, и других) и 80 тысяч ружей. Было также решено пустить на рынок упрощенную копию - Magnavox Odyssey 100 (и несколько других) по цене вчетверо меньше, однако теперь уже пора было уступить дорогу молодым - например Atari с их “Pong”, однако это уже совсем другая история.