Sega Mega Drive / Genesis - легендарная консоль четвертого поколения
- Подробности
- Опубликовано 29.06.2014 22:11
На дворе стоял 1985 год, на прилавках японских магазинов появилась Sega Mark III, вскоре переименованный в Master System, уже через год, вслед за Nintendo консоль перекочевала в Северную Америку, где о ней также можно было сказать - “не то, чтобы провалилась, но большим успехом не пользовалась”, зато стоило попробовать себя на доселе незанятом европейском рынке - продажи стали расти как на дрожжах, превратив Sega в крупного игрока и дав компании хорошую финансовую базу для дальнейшего развития.
“Одной лишь Европой сыт не будешь” - решили в Sega, и принялись за разработку консоли, способной завоевать оставшийся мир и столкнуть Nintendo с трона. Выход 16-битной PC Engine от NEC, в очередной раз ударивший по бизнесу Sega, стал именно тем пинком, который был ей так необходим, и уже к 1988 году, спустя всего 3 года после предшественника, Sega Mega Drive увидела свет.
В качестве CPU выступал гибридный 16/32-битный (однако ограниченный 16-битной внешней шиной) Motorola 68000 с частотой в 8-16 МГц (в зависимости от напряжения), а вспомогательным был уже знакомый 8-битный Zilog Z80, управляющий звуком и обеспечивающий обратную совместимость с Master System. Против 8 КБ у PC Engine, у Mega Drive было 72 КБ RAM и 64 КБ VRAM, а в палитре было 512 цветов, 64 из которых могли отображаться одновременно. Звук был неплох, очень неплох: Texas Instruments SN76489 был снабжен тремя программируемыми генераторами тона и одним генератором белого шума, а с добавлением позднее чипа VDP и Yamaha YM2612, управлял которыми всё тот же Z80, Mega Drive смогла воспроизводить стерео-звук и даже механически синтезировать голос!
Пользовалась ли она успехом? Ну...не так, как хотелось бы. В Японии всё ещё любили Famicom, остальные сметали с полок PC Engine, а с выходом SNES у Sega и вовсе не осталось шансов на родине. Но вот завоевание Америки стало конечной (и довольно-таки сложно-достижимой) целью, и в 1989 году Sega уже продавались в Нью-Йорке и Калифорнии собственными силами. Была разработана двусторонняя тактика:
- агрессивная маркетинговая компания, направленная на обгон Nintendo,
- оперирование уже известными персонажами в играх - Pat Riley Basketball, Arnold Palmer Tournament Golf, Michael Jackson's Moonwalker и иже с ними.
Но всё это было “что-то не то” - Nintendo всё ещё была на устах, да и перед телевизором почти в каждом американском доме, и из поставленного миллиона Sega смогла продать немногим более половины Genesis (торговая марка Mega Drive была занята, так что для запада консоль решили переименовать). Нужно было что-то делать, и тут президент Sega принял верное решение - нанял для продвижения Тома Калински.
Том, в свою очередь, приказал срезать цены и вести ещё более агрессивную маркетинговую политику, позиционируя себя как “крутую консоль” и полный антипод Nintendo, игры которой были куда более “детскими” и семейными. Рекламный слоган гласил “Genesis does what Nintendon’t” (Genesis может то, чего не может Nintendo). Ну а решающим в дальнейшем успехе Sega стало одно маленькое и казалось бы маловажное решение - вместо невнятного Altered Beast комплектовать приставку Sonic the Hedgehog, и синего же ежа использовать повсеместно. “Бум” - продажи взросли до небес, рецензенты строчили - “Это самая крутая игра на свете”, и люди наконец стали приобретать Genesis. Уже к 1992 году Sega занимали 65% рынка, а Nintendo впервые за 7 лет утратили первенство.
Стоит ли говорить, с каким жаром разгорелась конкурентная война двух японцев за рынок США - по телевизору только и крутили что “SNES лучше Genesis, нет Genesis лучше SNES”, шли на любые маркетинговые хитрости, управляли толпой как могли и даже откровенно врали, заявляя что в 1992 году Nintendo продала больше SEGA, хотя статистика думала иначе. Лучше один раз увидеть - просто пересмотрите с десяток рекламных роликов тех лет, и познаете всю силу зависти, злобы и отчаяния.
Даже судебные тяжбы играли SEGA на руку: Night Trap после рассмотрения в суде под предлогом - “Это же игра для взрослых, да ещё и с живыми актерами, а наши дети спокойно покупают её в любом магазине игр”, стала одной из самых продаваемых на Genesis и была портирована на несколько платформ, а сами Sega, создававшие себе образ крутой и “резкой” компании, лишь порадовались отличной рекламе.
Самым громким скандалом стал, по понятным причинам, Mortal Kombat, портированный на Genesis и SNES - когда разбушевался ураган общественной критики, вторые изменили цвет крови и затемнили фаталити. Sega, в свою очередь, хотя и затемнили фаталити и убрали кровь, но введя секретный “кровавый код” игрок возвращался в старый-добрый Mortal Kombat. Закономерно продажи Genesis-версии были в несколько раз выше SNES, а та и вовсе раскритикована.
Как и многие в то время, Sega решили снабжать свои картриджи парочкой дополнительных чипов для улучшения технических характеристик. В то время как у SNES был Super FX - сопроцессор, снижающий нагрузку на CPU и позволяющий воспроизводить псевдо-трехмерную графику, у картриджей Genesis был собственный Sega Virtua Processor, позволяющий обрабатывать полигоны в режиме реального времени, однако успеха он не сыскал - игра под него была выпущена всего одна -Virtua Racing, и хоть смотрелась она даже в сравнении с SNES просто шикарно - картридж, из-за дороговизны чипа, стоил под сотню баксов, так что увы.
Когда популярность стали набирать CD-носители, а NEC выпустили для PC Engine вполне себе неплохой CD-ROM, Sega спешно разработали собственный Mega-CD для дисков формата CD-G, с дополнительным чипом Motorola 68000, вторым графическим процессором и дополнительной памятью. Ценник был ого-го - $299, игр под конец года было всего две, а вышедшие позднее были либо почти точными копиями картриджных изданий, либо просто набором видеовставок - так Mega-CD стал чуть ли не худшим геймерским разочарованием.
Когда же продажи пошли на спад и дало о себе знать естественное техническое устаревание, сначала было решено выпустить обновленный 32-битный Genesis, но руководство к решению отнеслось холодно - “Если это тот же Genesis с новым процессором и вдвое большей палитрой цветов, то идите вы...или выпускайте периферийное устройство, или ничего” - заявил руководитель исследовательской группы Джо Миллер. Так появился Sega 32X, снабженный двумя Hitachi SH2 32-битными RISC-процессорами на 23,011 МГц (по заявлениям Sega, с адд-оном система работала в 40 раз быстрее), и улучшенный графический чип с возможностью вывода до 32 768 (!) цветов одновременно и рендерить до 50000 полигонов, и кроме того - помимо собственных картриджей, система читала как игры Genesis, так и Master System.
Очень неплохо, если бы не “но!” - неудачный маркетинг. Точнее удачный - к старту продаж было предзаказано около миллиона копий (в Sega такого не ожидали, и смогли распродать лишь 600000 консолей) но разработчиков игр под 32X так и не удалось заинтересовать - тем по нраву пришлась Sega Saturn выпущенная в то же время в Японии. Из-за спешной разработки, 32X была несовместима со многими телевизорами, и Sega пришлось возвращать многим покупателям деньги. К 1995 году о 32X забыли, и не спас её даже крайне смехотворный ценник в $19.95 под самый конец продаж.
***
Такова история успеха Sega - за 10 лет существования было продано порядка 40 миллионов штук в Европе, Бразилии и Южной Корее (не считая миллионов, а может и десятков миллионов пиратских копий). Несмотря на 49 миллионов SNES, четвертое поколение консолей - поколение Genesis, и для многих эта консоль была и остается лучшей. Впереди у Sega странные истории с Sega Neptune и Saturn, и фееричный уход с рынка железа после выхода Dreamcast. Но это уже совсем другая история.