Sega Mega Drive / Genesis - легендарная консоль четвертого поколения

На дворе стоял 1985 год, на прилавках японских магазинов появилась Sega Mark III, вскоре переименованный в Master System, уже через год, вслед за Nintendo консоль перекочевала в Северную Америку, где о ней также можно было сказать - “не то, чтобы провалилась, но большим успехом не пользовалась”, зато стоило попробовать себя на доселе незанятом европейском рынке - продажи стали расти как на дрожжах, превратив Sega в крупного игрока и дав компании хорошую финансовую базу для дальнейшего развития.

“Одной лишь Европой сыт не будешь” - решили в Sega, и принялись за разработку консоли, способной завоевать оставшийся мир и столкнуть Nintendo с трона. Выход 16-битной PC Engine от NEC, в очередной раз ударивший по бизнесу Sega, стал именно тем пинком, который был ей так необходим, и уже к 1988 году, спустя всего 3 года после предшественника, Sega Mega Drive увидела свет.

Sega Mega Drive Sega Mega Drive Sega Mega Drive Sega Mega Drive

В качестве CPU выступал гибридный 16/32-битный (однако ограниченный 16-битной внешней шиной) Motorola 68000 с частотой в 8-16 МГц (в зависимости от напряжения), а вспомогательным был уже знакомый 8-битный Zilog Z80, управляющий звуком и обеспечивающий обратную совместимость с Master System. Против 8 КБ у PC Engine, у Mega Drive было 72 КБ RAM и 64 КБ VRAM, а в палитре было 512 цветов, 64 из которых могли отображаться одновременно. Звук был неплох, очень неплох: Texas Instruments SN76489 был снабжен тремя программируемыми генераторами тона и одним генератором белого шума, а с добавлением позднее чипа VDP и Yamaha YM2612, управлял которыми всё тот же Z80, Mega Drive смогла воспроизводить стерео-звук и даже механически синтезировать голос!

Sega Mega Drive Sega Mega Drive Sega Mega Drive Sega Mega Drive

Пользовалась ли она успехом? Ну...не так, как хотелось бы. В Японии всё ещё любили Famicom, остальные сметали с полок PC Engine, а с выходом SNES у Sega и вовсе не осталось шансов на родине. Но вот завоевание Америки стало конечной (и довольно-таки сложно-достижимой) целью, и в 1989 году Sega уже продавались в Нью-Йорке и Калифорнии собственными силами. Была разработана двусторонняя тактика:

  • агрессивная маркетинговая компания, направленная на обгон Nintendo,
  • оперирование уже известными персонажами в играх - Pat Riley Basketball, Arnold Palmer Tournament Golf, Michael Jackson's Moonwalker и иже с ними.

Но всё это было “что-то не то” - Nintendo всё ещё была на устах, да и перед телевизором почти в каждом американском доме, и из поставленного миллиона Sega смогла продать немногим более половины Genesis (торговая марка Mega Drive была занята, так что для запада консоль решили переименовать). Нужно было что-то делать, и тут президент Sega принял верное решение - нанял для продвижения Тома Калински.

Sega Mega Drive Sega Mega Drive Sega Mega Drive Sega Mega Drive

Том, в свою очередь, приказал срезать цены и вести ещё более агрессивную маркетинговую политику, позиционируя себя как “крутую консоль” и полный антипод Nintendo, игры которой были куда более “детскими” и семейными. Рекламный слоган гласил “Genesis does what Nintendon’t” (Genesis может то, чего не может Nintendo). Ну а решающим в дальнейшем успехе Sega стало одно маленькое и казалось бы маловажное решение - вместо невнятного Altered Beast комплектовать приставку Sonic the Hedgehog, и синего же ежа использовать повсеместно. “Бум” - продажи взросли до небес, рецензенты строчили - “Это самая крутая игра на свете”, и люди наконец стали приобретать Genesis. Уже к 1992 году Sega занимали 65% рынка, а Nintendo впервые за 7 лет утратили первенство.

Sega Mega Drive Sega Mega Drive Sega Mega Drive Sega Mega Drive

Стоит ли говорить, с каким жаром разгорелась конкурентная война двух японцев за рынок США - по телевизору только и крутили что “SNES лучше Genesis, нет Genesis лучше SNES”, шли на любые маркетинговые хитрости, управляли толпой как могли и даже откровенно врали, заявляя что в 1992 году Nintendo продала больше SEGA, хотя статистика думала иначе. Лучше один раз увидеть - просто пересмотрите с десяток рекламных роликов тех лет, и познаете всю силу зависти, злобы и отчаяния.

Даже судебные тяжбы играли SEGA на руку: Night Trap после рассмотрения в суде под предлогом - “Это же игра для взрослых, да ещё и с живыми актерами, а наши дети спокойно покупают её в любом магазине игр”, стала одной из самых продаваемых на Genesis и была портирована на несколько платформ, а сами Sega, создававшие себе образ крутой и “резкой” компании, лишь порадовались отличной рекламе.

Sega Mega Drive Sega Mega Drive Sega Mega Drive Sega Mega Drive

Самым громким скандалом стал, по понятным причинам, Mortal Kombat, портированный на Genesis и SNES - когда разбушевался ураган общественной критики, вторые изменили цвет крови и затемнили фаталити. Sega, в свою очередь, хотя и затемнили фаталити и убрали кровь, но введя секретный “кровавый код” игрок возвращался в старый-добрый Mortal Kombat. Закономерно продажи Genesis-версии были в несколько раз выше SNES, а та и вовсе раскритикована.

Как и многие в то время, Sega решили снабжать свои картриджи парочкой дополнительных чипов для улучшения технических характеристик. В то время как у SNES был Super FX - сопроцессор, снижающий нагрузку на CPU и позволяющий воспроизводить псевдо-трехмерную графику, у картриджей Genesis был собственный Sega Virtua Processor, позволяющий обрабатывать полигоны в режиме реального времени, однако успеха он не сыскал - игра под него была выпущена всего одна -Virtua Racing, и хоть смотрелась она даже в сравнении с SNES просто шикарно - картридж, из-за дороговизны чипа, стоил под сотню баксов, так что увы.

Когда популярность стали набирать CD-носители, а NEC выпустили для PC Engine вполне себе неплохой CD-ROM, Sega спешно разработали собственный Mega-CD для дисков формата CD-G, с дополнительным чипом Motorola 68000, вторым графическим процессором и дополнительной памятью. Ценник был ого-го - $299, игр под конец года было всего две, а вышедшие позднее были либо почти точными копиями картриджных изданий, либо просто набором видеовставок - так Mega-CD стал чуть ли не худшим геймерским разочарованием.

Sega Mega Drive Sega Mega Drive Sega Mega Drive Sega Mega Drive

Sega Mega Drive Sega Mega Drive Sega Mega Drive Sega Mega Drive

Когда же продажи пошли на спад и дало о себе знать естественное техническое устаревание, сначала было решено выпустить обновленный 32-битный Genesis, но руководство к решению отнеслось холодно - “Если это тот же Genesis с новым процессором и вдвое большей палитрой цветов, то идите вы...или выпускайте периферийное устройство, или ничего” - заявил руководитель исследовательской группы Джо Миллер. Так появился Sega 32X, снабженный двумя Hitachi SH2 32-битными RISC-процессорами на 23,011 МГц (по заявлениям Sega, с адд-оном система работала в 40 раз быстрее), и улучшенный графический чип с возможностью вывода до 32 768 (!) цветов одновременно и рендерить до 50000 полигонов, и кроме того - помимо собственных картриджей, система читала как игры Genesis, так и Master System.

Очень неплохо, если бы не “но!” - неудачный маркетинг. Точнее удачный - к старту продаж было предзаказано около миллиона копий (в Sega такого не ожидали, и смогли распродать лишь 600000 консолей) но разработчиков игр под 32X так и не удалось заинтересовать - тем по нраву пришлась Sega Saturn выпущенная в то же время в Японии. Из-за спешной разработки, 32X была несовместима со многими телевизорами, и Sega пришлось возвращать многим покупателям деньги. К 1995 году о 32X забыли, и не спас её даже крайне смехотворный ценник в $19.95 под самый конец продаж.

Sega Mega Drive Sega Mega Drive Sega Mega Drive Sega Mega Drive

*** 

Такова история успеха Sega - за 10 лет существования было продано порядка 40 миллионов штук в Европе, Бразилии и Южной Корее (не считая миллионов, а может и десятков миллионов пиратских копий). Несмотря на 49 миллионов SNES, четвертое поколение консолей - поколение Genesis, и для многих эта консоль была и остается лучшей. Впереди у Sega странные истории с Sega Neptune и Saturn, и фееричный уход с рынка железа после выхода Dreamcast. Но это уже совсем другая история.

Компьютерный портал "Компаньон" © 2016.
В случае перепечатки материалов обязательна прямая ссылка на сайт cs-companion.ru.