Пятое поколение. Коротенечко...

Середину девяностых годов прошедшего столетия по праву можно назвать «золотым веком» консолей. Грандиозный успех приставок SNES и Sega Mega Drive позволил привлечь в индустрию игр много новых , а также порядком подзабытых компаний. Все желали получить огромную прибыль и подобраться к детищам Nintendo и Sega.

Для мало-мальского успеха необходимо было создать что-то по-настоящему выдающееся. Если раньше переход в 3D и так был очевиден, но ограничивался возможностями «железа», то в консолях пятого поколения рывок в производительности обеспечил приличное качество трехмерной графики.

Предопределился переход на 32-битные и 64-битные процессоры. Революционным отличием практически всех консолей пятого поколения является замена картриджа на оптический накопитель. Данный тип носителя обладал целым рядом преимуществ, благодаря которым, в итоге, полностью вытеснил картриджи. Оптический накопитель был финансово выгоден в процессе создания, имел большую емкость, обеспечивал на определенном этапе высокий уровень «пиратоустойчивости».

В пятом поколении можно выделить шесть ярких игроков, между которыми и развязалась основная борьба. Да и жертвы этой борьбы не заставили себя долго ждать. Первой в списке неудачников стала интересная в плане аппаратной начинки Commodore Amiga CD32. На черной коробке красовалось надпись «32 bit», консоль щеголяла 14-мегагерцевым процессором и 2-скоростным CD-ROM. Учитывая, что состав разработчиков не менялся, никого не удивило, что Amiga CD32 являла собой слегка модифицированный компьютер Amiga 1200, который появился в продаже в 1992 году. К приставке подключался винчестер, клавиатура, дисковод, а также аппаратный модуль для декодирования MPEG-видео!

Amiga CD32 Amiga CD32 Amiga CD32 Amiga CD32

К сожалению, в 1993 году компания Commodore обанкротилась и не смогла поддержать консоль. В узких кругах модель разошлась партией в 100-200 тыс. экземпляров. Ее продолжают считать культовой, но «войну приставок» проиграла в числе первых.

Следующей на очереди стала Atari Jaguar, попытка недавнего гиганта индустрии игр снова громогласно заявить о себе. Приставке Jaguar не смог помочь маркетинг (новинку рекламировали как 64-битную) и демократичная стоимость (250 долларов против 400 долларов за Amiga CD32 или 700 долларов за Panasonic 3DO).

Геймеры не простили консоли консерватизм (первые модели были с картриджами), неудобный и очень странный джойстик, а также сложности в процессе создания игр. А ведь приставка практически не уступала будущему лидеру PlayStation по производительности. В итоге Jaguar продержалась пару лет и с Atari стала музейным экспонатом.

Atari Jaguar Atari Jaguar Atari Jaguar Atari Jaguar

В число неудачников, о чьих консолях сейчас даже никто и не вспомнит, вошли компании Pioneer, SNK, Fujitsu, NEC, Apple.

Из всего ряда первых консолей пятого поколения выделилась, наверное, только компания The 3DO Company, создавшая отличную приставку 3DO Interactive Multiplayer (или просто 3DO). Процессор с частотой только 12,5 МГц мог обеспечивать высочайшую производительность, при этом дополнялся одним математическим и двумя графическими сопроцессорами.

Мощная система подкреплялась мощной рекламной компанией, которая позволила продать более двух миллионов консолей. Однако появление Sony PlayStation предопределило судьбу 3DO - выпуск консоли прекратили в конце 1996 года.

3DO Interactive Multiplayer 3DO Interactive Multiplayer 3DO Interactive Multiplayer 3DO Interactive Multiplayer

Вторая половина 1990-х прошла в борьбе трех японских гигантов – Sega, Sony и Nintendo. Первый шаг сделала Sega, выпустив 32-битный Saturn - преемника Mega Drive и Sega 32X. В попытке опередить друг друга на старте, Sega выиграла у Sony первую битву, выпустив консоль раньше на целый квартал. Последствием этого стало отсутствие качественных игр на старте.

Вообще, главная причина провала Sega Saturn - игры в догонялки с Sony. Разработчики постоянно изменяли конструкцию консоли, подстраиваясь под слухи о PlayStation. Из-за сложной архитектуры (позже добавили второй центральный процессор и шесть сопроцессоров) одна часть игр создавалась с неказистой графикой, вторая - жутко тормозила, а, чтобы нормально портировать хиты с аркад и других систем, нужно было почти полностью переписывать их движок.

Sega Saturn Sega Saturn Sega Saturn Sega Saturn

В это время по миру победно шествовала PlayStation, первое и весьма удачное детище Sony. Любопытно, что своим появлением консоль обязана капризам Nintendo. Сначала Sony подрядилась создать для для SNES от Nintendo оптический привод. На одном из этапов корпорации поссорились из-за условий соглашения, а после разорвали контракт. Компания Sony, чтобы не пропала проделанная работа, решила не только оставить проект, но и превратить его в независимое игровое устройство.

С технической стороны PlayStation уступала Sega Saturn, но простота разработки и отличная оптимизация под 3D-игры, сделали свое дело. По количеству качественных эксклюзивов Sony переплюнула не только Sega, но и вышедшую позднее Nintendo.

Sony PlayStation Sony PlayStation Sony PlayStation Sony PlayStation

Оспорить лидерство PlayStation попробовала Nintendo 64. Однако не судьба. Устаревший формат картриджей ограниченного объема не годился для актуальных игр. Nintendo 64 стала первой 64-битной консолью, хотя и относилась к пятому поколению. Мощный 94-мегагерцевый процессор и продвинутая графическая система не смогли себя реализовать – немного поместится на картридже с объемом только 64 МБ.

Nintendo 64 Nintendo 64 Nintendo 64 Nintendo 64

*** 

В будущем японские корпорации продолжат противостояние и в шестом поколении, для Sega это окажется последней битвой. Корпорация Nintendo растеряет завовеванные за последние десятилетия позиции, Sony создаст очередной шедевр, в борьбу ввяжется новый игрок - Microsoft. Но это будет уже совсем другая история.

Компьютерный портал "Компаньон" © 2016.
В случае перепечатки материалов обязательна прямая ссылка на сайт cs-companion.ru.