Короткая, но яркая жизнь Amiga CD32
- Подробности
- Опубликовано 21.07.2014 23:53
Консоль Amiga CD32 считается первой полностью 32-битной консолью. Однако за два года до ее появления в Японии уже массово продавалась приставка FM Towns Marty от компании Fujitsu со сходной конфигурацией. Но из-за недостаточной осведомленности геймеров и закрытости японского рынка звание первой 32-битки досталось именно нашей сегодняшней героине.
Рассказать об этой консоли хочется издалека, поскольку нельзя упустить возможность поведать о непосредственных предках CD32 – пользовательских компьютерах серии Amiga. Эти мощные агрегаты разделялись на два вида: игровые компьютеры и для работы с двухмерной графикой.
Разработчиком и компьютеров Amiga, и консоли Amiga CD32 был Джей Майнер. Еще в 80-х годах он работал над созданием специальных чипов, которые использовались в 8-битных компьютерах Atari. Однако его главная мечта - работа над 16-битным компьютером мультемидийного типа. Поэтому вскоре Майнер покинул компанию Atari и с незначительной группой энтузиастов основывает собственную компанию под гордым названием Hi-Toro. Сравнительно быстро нашлись и инвесторы.
Вкладчиков, правда, практически не интересовали компьютеры, они желали получить игровую мощную приставку. Создав гибрид имеющихся на сегодня консолей и компьютера, Майнер воплотил свою заветную мечту. О разработке никто не знал, поскольку она велась в строжайшей тайне. В официальных заявлениях компания рассказывала, что занимается созданием необычных, новых игровых манипуляторов, доказательством чего служили контроллеры, которые использовала корпорация Atari.
Через некоторое время произошел обвал рынка консолей. В итоге не было смысла держать производственный процесс в тайне. Компания сменила название на Amiga, однако из-за серьезных проблем с финансами ее пришлось продаться все той же Atari, у которой вскоре тоже начались проблемы с деньгами. В итоге Amiga досталась компании Commodore, которая на то время была наиболее известным разработчиком персональных компьютеров. После решения всех финансовых проблем, создатели Amiga смогли наконец представить свои разработки широкой общественности.
Немного перескочим историю Amiga CDTV, о которой мы уже рассказывали, и рассмотрим поближе консоль уже пятого поколения – Amiga CD32. Запуск консоли состоялся в лондонском Музее Науки 16 июля далекого 1993 года. На европейском рынке система появилась спустя полтора месяца. В качестве основы в приставке применялся чипсет AGA, разработанный Commodore, при этом ее характеристики во многом напоминали характеристики персонального компьютера Amiga 1200.
Amiga CD32 работала на базе процессора Motorola 68020 (14,3 МГц), объем оперативной памяти составлял 2 МБ, объем постоянной памяти – 1 МБ. Двухскоростным СD-ROM управлял специальный чип Akiko, который, кроме прочего, расширял возможности графической подсистемы. Звук обрабатывала стандартная для Amiga четырехканальная 14-битная аудиосистема. Чипсет AGA поддерживал расширение от 320×200 до 1280×400 точек для NTSC и от 320×256 до 1280×512 точек для PAL, поддерживаемая палитра - до 16,8 миллионов цветов.
Была предусмотрена возможность присоединения CD32 клавиатуры, FDD-дисковода и компьютерной мыши. Такие дополнения превращали игровую приставку в полноценный персональный компьютер. Помимо этого, можно было приобрести модуль декодирования MPEG-видео, и игровая консоль уже могла проигрывать Video CD.
Для Amiga CD32 было создано большое количество модули расширения, которые давали возможность применять винчестер вместе с громадным количеством внешних плат, к примеру, сэмплерами, аппаратными проигрывателями MPEG и генлоками. Изначально размер модуля расширения SX-1 не соответствовал спецификациям компании Commodore, поскольку он требовал внутренний модификации приставки для правильной его установки. Данные проблемы устранились в улучшенном модуле SX-32.
Компакт-диски, которые используются в консоли CD32, создавались под стандарт ISO 9660 (mode 1, level 2). Диски, которые записаны с использованием нынешних расширений ISO 9660, Amiga CD32 читаться не будут.
Консоль Amiga CD32 (аналогично прочим Amiga) обладает собственным шаблоном на распайку мыши и аналогового джойстика, который, на радость геймеров, полностью идентичен распайке джойстиков, которые выпускались с Sega Megadrive/Genesis. Таким образом, если оригинальный джойстик не понравился или сломался, ему легко можно подыскать замену среди многочисленных контроллеров от «конкурентов».
Amiga CD32 составила бы жесткую конкуренцию 3DO или будущей PlayStation, если бы корпорация Commodore учла свои прошлые ошибки и не совершала в большом количестве новых. Но, как говорится, не судьба, Commodore оказалась на грани полного банкротства уже к началу 1994 года. После запуска консоли, компания попала в судебную переделку за патент, который использовался на Cad Track — Commodore значительно задержала выплаты, после чего запретили ввоз всей продукции компании на американский рынок. Отдельные дельцы одно время провозили Amiga CD32 через канадскую границу, также можно было заказать консоль из Великобритании и надеяться на счастливый случай.
Спустя тридцать дней после начала продаж, компания Commodore сообщила о прекращении поддержки собственной продукции из-за банкротства. В итоге, первая 32-битная консоль умерла еще даже не начав жить.
Компания, которая разрабатывала и продавала одни из наилучших персональных компьютеров и имела сотни тысяч преданных поклонников, не смогла выдержать все подводные камни бизнеса. Попытка охватить максимальное количество сегментов рынка, начиная от игровых приставок и до рабочих компьютеров, нежелание заключать контракты с другими разработчиками, категоричный отказ от лицензирования – вот только некоторые причины краха Commodore.
***
За месяц Amiga CD32 разошлась в количестве ста тысяч экземпляров. Это самый скромный результат за всю историю консольного рынка. Тем не менее, консоль признали самой покупаемой приставкой в 1993 году. Несмотря на мимолетное существование в тридцать дней, Amiga CD32 оставила след в игровой индустрии и нашла множество поклонников, которые хранят игровую консоль и по сей день.