Третье поколение. Коротенечко...

Все мы знаем, что случилось в 1983 году: куча плохих игр, куча консолей, удешевление компьютеров, трам-тарарам, падение, банкротства, крах. Для США индустрия видеоигр умерла, так что переместимся в тогда ещё чистую и почти незапятнанную Японию. С тех пор, к слову, страна восходящего солнца так и осталась игровой столицей мира.

15 июля 1983 на прилавках Японии появилось нечто прекрасное - Famicom. В одночасье (в тот же день) в свет вышла и Sega SG-1000 - первая, и не самая успешная консоль компании, но всё же бабушка легендарной Sega Master System, который совсем скоро задаст всем жару. Famicom позорится и вскоре возвращается на переработку, на минутку оставляя SG-1000 наедине с рынком, чего вполне хватает для того, чтоб зарядится энтузиазмом от полученных иен и определиться со своим призванием - выпускать консоли не смотря ни на что. Не проходит и месяца как Famicom перезапускают, и со второй попытки он таки захватывает сердца и кошельки потребителей в масштабах страны - почти весь рынок был в лапах Nintendo, и те с горящими глазами поглядывали за океан.

FamicomFamicomNintendo Entertainment SystemNintendo Entertainment System

1985 год, Nintendo почти подписали с Atari контракт на издание Famicom в Северной Америке, как появляются Coleco, рекламирующие свой Adam посредством Donkey Kong - Atari, “зашуганные” своим падением всё расторгают, и проведя редизайн (изначально планировалось выпускать Famicom, его же NES с дисководом, клавиатурой и беспроводными геймпадами, однако реальность оставила только контроллеры на проводах) и представив своё детище на CES, Nintendo, не смотря на критику и скептицизм журналистов, выпускают на североамериканский рынок партию в 50 тысяч копий по цене $199, сопровождают ее дикой силы маркетинговой кампанией, и неожиданно для всех консоли разлетаются в миг, вдохнув в консольный рынок США новую жизнь.

FamicomNintendo Entertainment System Nintendo Entertainment System Nintendo Entertainment System

Прошел год, Nintendo вцепились в запад руками, ногами и зубами, и дабы не повторить историю Atari, к вопросам качества разрабатываемых игр подошли ну ОЧЕНЬ щепетильно: картриджи снабдили блокировочным чипом NES10, которым снабжались все лицензированные разработчики. Без него игра попросту не запускалась, хотя смекалистые пираты вскоре выпустили адаптер для запуска - просто вставьте лицензионный картридж поверх пиратского, и 4 контакта блокировочного чипа замкнутся, в то время как остальные контакты будут пиратскими; а обиженные нелицензированные разработчики просто били консоль током, замыкая систему проверки).

Famicom Famicom Nintendo Entertainment System Nintendo Entertainment System

А какие условия Nintendo ставила своим разработчикам - даже негры на плантациях имели больше прав: “не больше пяти игр в год, не работать ни на кого в течение двух лет, не выпускать разработанную игру для кого-либо ещё, и с игрой мы делаем что захотим”. Вот так вот - все выпущенные на NES игры (а так как до 1986 года кроме Nintendo никого не было, почти все игроделы сдались в добровольное рабство) были эксклюзивами, так что спустя год тоталитаризма, когда с одной стороны подоспели Atari со своей 7800 (сама по себе консоль была отличной, и технически даже превосходила NES, но те упустили шанс выпустить её в 1984-м, а теперь уже поздно, так что продав 3 с лишним миллиона копий, Atari сдуется и уйдет), и из родной Японии - Sega Master System с самым мощным железом на тот момент, обе компании столкнулись с маленькой неприятностью - рынок оккупирован, выпускать игры некому, а кому нужны консоли без игр, или с каким-то там тетрисом самодельным, когда вон у NES Zelda и прочие хиты на века?

SEGA Master System SEGA Master System Atari 7800 Atari 7800

Во власти Nintendo было 90% Северной Америки, остаток делили Atari, Sega и прочие недо-консоли, и с этим нужно было что-то делать, ведь продавать по 50 тысяч копий в месяц - не лучшая перспектива. Что ж, Atari не сопротивлялись, а вот Sega был молод и полон энергии - консоль пересобрали и выпустили Sega Master System II - вдвое дешевле, и решив, что не Северной Америкой единой жива индустрия, отправились в скучающую Европу - в Германию, Францию и Великобританию, где японцев, приняли с распростертыми объятьями.

Вот тут-то Sega и раскрутились на полную катушку, ехидно посмеиваясь над Nintendo: пусть Америка (только Северная) во власти NES, а Японию поделили 60 на 40, вся Европа и даже Бразилия любит Sega и предпочитает усатым водопроводчикам синих ежей. Библиотека игр выросла как на дрожжах - более 200 наименований без жалоб на качество, а тираж составил 13 миллионов копий. А сколько модификаций вышло в особенности в Бразилии - даже Dendy бы позавидовал: были розовые версии для девочек, для мальчиков, версии без разъема для картриджей (только ПЗУ с сотней-другой игр) и даже портативные версии на батарейках. Что примечательно, там консоль поддерживают до сих пор.

***

Ну а что было дальше? Почти в то же время Sega выпустили Mega Drive (в отличие от традиции, с Master System они существовали параллельно а не как предшественник/преемник, и поддержку завершили почти одновременно), а Nintendo поспешили выпустить SNES. Об этом мы поговорим в самое ближайшее время.

Компьютерный портал "Компаньон" © 2016.
В случае перепечатки материалов обязательна прямая ссылка на сайт cs-companion.ru.