Amstrad GX4000. На излете третьего поколения

Amstrad - вы вообще слышали о таком? Вряд ли, однако в узких и не очень кругах эти ребята весьма популярны - вот уж почти пол столетия эта английская фирма занимается разработкой потребительской электроники и домашних компьютеров, и по молодости даже разработали игровую консоль (ну что уж тут поделать, тогда все их разрабатывали), которую вскоре почетно нарекли “одной из самых провальных консолей в истории” - интригует, не правда ли?

На дворе стояли 1970-е, и где-то в милом и дождливом Брентвуде, графство Эссекс, ребята из новоиспеченной фирмы Amstrad утирали нос производителям бытовой электроники того времени, ведь за счет применения революционной технологии литья пластмасс под давлением, они неплохо экономили на корпусах. С годами капиталы росли, потребительский рынок ширился и распространился вплоть до востока, и в 1980-х было решено сосредоточится на одной из самых перспективных отраслей того времени - на компьютерах.

В 1984 году в свет вышел первый компьютер линейки Amstrad CPC (Colour Personal Computer), и в целом все они были довольно удачны: за основу всей серии был взят 8-битный Zilog Z80 (стоил копейки, а по вычислительным мощностям не особо уступал дорогущему Intel 8080), и с популярным тогда Commodore конкуренция велась весьма успешно (первая машина стоила всего 249 фунтов). Вскоре Amstrad обрел популярность на английском и европейском рынке, и в 1986 году за 5 миллионов фунтов даже выкупил Sinclair Research (это те, что разработали легендарный ZX Spectrum - компьютер за 125 фунтов), однако ближе к 1990-м что-то пошло не так, и провалы шли один за одним: сначала неудачная попытка использовать Sinclair для продаж портативных компьютеров на MS-DOS, потом огромная партия компьютеров с бракованными жесткими дисками Seagate - масса плохих отзывов стала причиной испорченной репутации и потери львиной доли европейского рынка. В 1990 году, глядя на успех NES, Sega Master System/Mega Drive и прочих PC Engine, Amstrad смекает - “а ведь игровые консоли-то чертовски популярны, да и от компьютеров отличий особых нет”, и выпускают 8-битную консоль Amstrad GX4000 на основе Amstrad 464 Plus.

Amstrad GX4000 Amstrad GX4000 Amstrad GX4000 Amstrad GX4000

Сказать по правде, консоль была не так уж и плоха, назвать её “крупнейшим провалом” было сильным преувеличением. Amstrad делали очень качественные системы, и для своего времени GX4000 был довольно таки мощной машинкой: процессор был всё тот же - Zilog Z80A с тактовой частотой в 4 МГц, 64 КБ ОЗУ и 32 КБ ПЗУ, звук генерировался использованным в ZX Spectrum чипом AY-3-8910, а видеочип так и вовсе сделал доступной палитру в 4096 цветов (против 52 в NES и 512 у Sega Mega Drive) и позволил работать с разрешением 640x200 точек, чего тогда не было ни в одной консоли ни третьего , ни четвертого поколения. Помимо двух стандартных D-Pad контроллеров (использование страндартного порта позволяло использовать контроллеры Atari, NES и Sega) был выпущен световой пистолет, а так как базой выступал компьютер, софт CPC был полностью совместим с приставкой.

Amstrad GX4000 Amstrad GX4000 Amstrad GX4000 Amstrad GX4000

Через месяц GX4000 был запущен в Великобритании, Франции, Испании и Италии с ценником в 99 фунтов стерлингов и рекламным слоганом “Принесите аркаду в ваш дом” (как и ColecoVision когда-то, GX вполне вытягивал графику аркадных автоматов и позиционировал себя как дешевая домашняя аркада), и первые отзывы были положительно-восхищенными - в основном хвалили мощное железо за смешную цену.

Тем не менее, это был провал по одной просто причине - на дворе стояли уже 1990-е, и 8-битный Zilog уже морально устарел. 16-битные Sega Mega Drive и SNES играли в свои конкурентные войнушки и активно развивались, делили разработчиков, вели рекламную кампанию и потихоньку завоевывали весь мир, в то время как GX4000 просто был.

Amstrad GX4000 Amstrad GX4000 Amstrad GX4000 Amstrad GX4000

Amstrad GX4000 Amstrad GX4000 Amstrad GX4000 Amstrad GX4000

Amstrad не умели продавать приставки, и GX4000 был просто экспериментом на новом поприще - ни серьезного отношения и каких-то планов на будущее, ни энтузиазма (примерно как Fairchild от разработчиков микропроцессоров). Разработчики попросту не хотели тратиться на разработку игр для потенциально бесперспективной консоли, так что библиотека её насчитывает порядка 40 наименований (тем не менее, довольно таки качественных). Итог предсказуем: Amstrad не планировали связывать жизнь с игровой индустрии и просто наблюдали, активно сбивая цену и пытаясь продать хоть что-то. Вскоре ценник был сбит до 29 фунтов стерлингов (ну это же смешно), и спустя всего 2 года после запуска, в 1992 году Amstrad прекратили производство и вернулись к делам насущным.

***

В будущем Amstrad ещё проявят себя, получив у Sega лицензию и выпустив Amstrad Mega PC (провалившийся из-за высокой цены), сыграют немаловажную роль в распространении спутниковых технологий и телекомов, и благополучно канут в лету к 1997 году.

Компьютерный портал "Компаньон" © 2016.
В случае перепечатки материалов обязательна прямая ссылка на сайт cs-companion.ru.