Dendy, или приключения 8-биток в России

Эх, Dendy, ты прекрасна и ужасна в равной мере: лишь благодаря тебе дети 90-х познали радость игровой индустрии, именно с тебя началась история видеоигр в России, но как же дико все это было. Корнями всё уходит в Тайвань: есть такая фирма - TXC Corporation и благородство её не знает границ. Благодаря ей дети, по нелепой случайности родившиеся в Южной Африке, Бразилии, России 90-х или даже Северное Корее, могли прикоснуться к миру видеоигр.

TXC Corporation разработали самую успешную серию фамиклонов в истории - Micro Genius, и именно эта консоль в 1992 году пересекла российскую границу с наклейкой Dendy на корпусе. Разновидностей Micro Genius было немало (были даже версии с беспроводным контроллером), однако самыми популярными стали IQ-501 и IQ-502, они же Dendy Classic и Dendy Classic II (Dendy Junior появится позднее).

Dendy Dendy Dendy Dendy

Реализатором, а в дальнейшем (вплоть до 1996-го) и производителем Dendy была компания Steepler, а первый ценник составлял 39 тысяч рублей - порядка $100 ($35-40 спустя 2 года). Рынок картриджей был огромен, и 99% составляли китайский хаки оригинальных игр на Famicom и другие консоли, и даже псевдо-лицензионные картриджи от Steepler, продававшиеся только в магазинах компании и только в специальной коробочке, нередко были облклеены иероглифами. Ни о каких Famicom и NES в России тогда и не слышали, так что диковинка произвела фурор.

Спрос был до того велик, что уже через год оборот компании составил полмиллиарда рублей, а к 1994 году сначала на региональном, а позже и на центральном телевидение транслировалась телепередача “Денди — Новая реальность”, где раз в неделю обозревались самые популярные игры на Денди, Sega MS а вскоре и SNES, когда те наконец перекочевали в страну холодов (Steepler играл в культурной жизни России тех лет очень важную роль, и мало-помалу продвигал “высокие технологии” в массы). Вы только представьте себе - на центральном телевидение обозревали китайские (в худшем смысле этого слова) хаки, на всю страну транслировали Сергея Супонева с картриджем Duck Tales, на котором была наклейка с настоящей уткой посреди пруда!

Dendy Dendy Dendy Dendy

В то время как во всём цивилизованном мире разработчик заботился о потребителях и репутация шла прежде всего, и даже не Nintendo, Atari и Sega с разработчиками не самых лучших игр, а поляки с их Pegasus старались обеспечить тех. обслуживание, в России покупатель оставался с консолью один на один. Не было никаких гарантий, и если приставка ломалась через неделю, спустя 2 часа блок питания начинал плавиться на глазах, что-то не работало, или игры на вашем ламповом “Фотоне” были черно-белыми (если приставку вообще удалось подключить) - в этом была сугубо ваша вина, и решать все проблемы приходилось самому. К счастью что-что, а качество сборки у большинства Dendy (именно Dendy, скажем, Junior прямиком из Тайваня, а не дешевый китайский Lifa или Kenga) было “будь здоров” - как правило купленные в 90-х экземпляры запускаются до сих пор, но вот всё остальное…

Dendy Dendy Dendy

Опробовав собственноручно то, во что играли дети 90-х, любой японский или американский подросток, заподозрив неладное, когда вместо картриджа в консоль пришлось бы устанавливать голый чип (а корпуса в большинстве своем трескались после падения с метровой высоты), убежал бы в слезах, в то время как русские детишки играли и получали удовольствие, ведь ничего другого попросту не было, и порты с 16-битных SNES и Genesis, написанные пьяным китайским программистом за три бессонные ночи - принимались как “ну так наверное и должно быть”. Более того, в те годы существовала практика защиты от пиратства, скажем, у Konami: если при считывании не обнаруживались лицензионные атрибуты (которые не могли быть обнаружены, ведь нещадно удалялись при пиратском копировании), то игра переходила в “защищенный режим” - как правило сложность повышалась до невозможной, бонусы больше не выпадали и прочие издевательства. Подразумевалось ведь что геймер бросит игру с воплем “да ну это же невозможно”, но знаете ли - мы не бросали. Не подозревая, что это не норма, мы играли - неделями, месяцами набирались опыта, проходили 40 уровней и 20 боссов на 3-х жизнях и с одним лишь пинком ноги вместо полноценного арсенала, и проходили игру, а процесс доставлял нам удовольствие.

Dendy Dendy Dendy Dendy

А эти картриджи - какая забота, какая планка качества, о чем вообще речь! 99% наклеек были взяты из какого-нибудь журнала, или из другой игры вообще под другую консоль, а названия (если конечно это были не иероглифы) даже не иногда, а в 90% случаев содержали грамматические и логические ошибки: Darkwing Duck был Darking Duck, Contra была Contora, Robocomp, Duck Race вместо Duck Tales. Особой популярностью пользовались картриджи а ля “99 миллионов в одном” включив который вы обнаружили бы максимум 5-6 простейших игр и сотни, если не тысячи вариантов запуска с какого-нибудь уровня или в кислотной цветовой гамме. И знаете что - это даже не худшее. Даже Contra 6 (и даже не пытайтесь понять, почему 6) с бойцами из Street Fighter или Ghostbusters 3, которого вообще не существовало в природе - это не худшее. В 83-м общественность называла E.T. плохой игрой? Что ж, а как бы вам понравился Chip ’n Dale 3 от сумрачного китайского гения - это та, где предположительно Чип расстреливал вьетконговцев из пулемета в какой-то пустыне - и ведь все думали, что это сиквел.

Dendy Dendy Dendy Dendy

*** 

Тем не менее, дети были счастливы. Пока в Японии и США кипели конкурентные войны, геймеры сформировались как социальная прослойка и индустрия успела умереть и воскреснуть, дав жизнь уже четвертому поколению консолей, в России детишки разве что в электронику гоняли. И как бы чудовищно, дико и смешно это не смотрелось теперь, в ненасыщенных медиа-контентом мозгах ребенка России того времени, всё было совсем по другому, и ничего кроме растекающейся ностальгической теплоты и милых воспоминаний о “не играй долго, кинескоп посадишь” слово “Денди” не вызывает. Эх, золотое время.

Компьютерный портал "Компаньон" © 2016.
В случае перепечатки материалов обязательна прямая ссылка на сайт cs-companion.ru.