Sony PlayStation - лидер среди консолей пятого поколения
- Подробности
- Опубликовано 27.07.2014 00:13
История создания Sony PlayStation началась 26 лет назад. 16-разрядные приставки только начали выпускаться, и компания Sega составила огромную конкуренцию Nintendo своей Megadrive. В это время Nintendo разрабатывала систему SNES – замена своей великой восьмибитки. Среди компонентов SNES был специальный звуковой чип, созданный фирмой Sony. Sony в то время осваивала CD-ROM. В Nintendo почувствовали выгоду данной технологии и совместно с Sony начала разрабатывать CD-ROM дополнения, которое использовалось бы для Super Nintendo. Разработка получила кодовое название Super Disc, цель ее создания – составление конкуренции корпорации Sega с консолью Sega CD.
Конфликт с Nintendo
PlayStation представляет собой детище Кена Кутураги, который увлекался новаторскими технологиями и желал разнообразить мир видеоигр последними разработками. Создавая приставку нового поколения, Кутураги уже определился с названием. Поскольку компьютеры, которые применяются для работы, имеют название рабочей станции (workstation), то консоль должна называться игровой станцией (PlayStation).
Представители Nintendo не сошлись с Sony в вопросе лицензирования. Последние настаивали на полной монополии на лицензии. Такой вариант не устраивал Nintendo. Контракт разорвали, а Nintendo начала вести переговоры с компанией Philips, чтобы продолжить разрабатывать CD-дополнения к SNES, в будущем этот дуэт выльется в провальный Philips CD-i.
Руководство Sony было в ярости, однако ничего не осталось делать, кроме как смириться. Приставка, на которую было потрачено столько часов и времени, Sony решила разрабатывать в одиночку. Финальная 32-битная версия консоли заметно отличалась от первоначального проекта. Sony считала это не просто бизнесом, а делом чести. Корпорация направила все активы, чтобы свергнуть игрового гиганта Nintendo с игрового пьедестала. Как показало время, PlayStation смогла обойти Nintendo 64, хотя последняя обладала лучшими техническими характеристиками. PlayStation была построена на базе 32-битного процессора MIPS R3051 (33,8688 МГц) от компании LSI Logic Corp. Объем оперативной памяти составил 2 МБ, для видеосистемы выделили еще 1 МБ. GPU позволяла выводить картинку с разрешением от 256 × 224 до 640 × 480 точек, поддерживаемая палитра - 16.7 млн. цветов.
В отличие от консолей предыдущего поколения, PlayStation создавалась с расчётом на игры с трехмерной графикой. В качестве носителей применялись CD. Они позволяли создавать громадные виртуальные миры, при этом сопровождая их видеорядом и высококачественным звуком. Помимо этого, если разработчику не хватало 700-мегабайтового диска для своего проекта, он мог применять второй, третий, четвертый и т.д. (к примеру, Riven, продолжение популярнейшей Myst, увидела свет на пяти дисках). Как правило, такие масштабные игры не проходились за день, нужно было сохранять собственные достижения, а потом продолжать через некоторое время. Система паролей могла подойти не всегда, поэтому создатели предусмотрели специальный носитель информации Memory Card. Карта имела размеры не больше спичечного коробка. Она вставлялась в специальный слот, который располагался над портом джойстика.
Лидирование на рынке консолей
В конце 1993 года компания продемонстрировала технические возможности PlayStation европейским разработчикам, а через несколько месяцев и американским. В декабре 1994 года консоль выпустили на японский рынок с комплектацией SCPH-1000. Ее оснастили S-Video портом, который убрали в последующих моделях, чтобы уменьшить себестоимость продукции, в комплекте также присутствовал джойстик SCPH-1010. Игры Toshinden и Ridge Racer моментально стали хитами в Японии.
В середине 1995 года число продаж консоли PlayStation на японском рынке превысило один миллион. Тогда же во время выставки Е3 разработчики сообщили, что цена приставки будет 299 долларов и запустили 9 сентября на североамериканском и европейском рынках. Sony смогла заручиться поддержкой громадного количества фирм, разрабатывавших игры. Фурор, произведенный PlayStation в индустрии игр, заставил Nintendo и Sega встрепенуться и задуматься о конкурентоспособности собственных решений.
Главное преимущество PlayStation над своим основным конкурентом Sega Saturn заключалось в более простой разработке игр, что так ценили сторонние разработчики игр. Плюс цена приставки была меньше на сто долларов, что даже сейчас является весомой причиной для выбора приставки (можно вспомнить войну PS 4 и Xbox ONE).
Более ста тысяч консолей разошлись на североамериканском рынке всего за 48 часов. Появилась комплектация SCPH-1001, которая отличалась от японского аналога живописной коробкой, с изображениями из популярных игр. В ноябре выпустили комплектацию SCPH-3000, имевшей более демократичную стоимость, однако S-Video не было, а через квартал появилась комплектация SCPH-3500, дополненная двумя джойстиками. Выпуск игр Mortal Kombat 3 и Tekken только подстегнули продажи консоли. В мае следующего года Sony сообщила о дополнительном понижении стоимости (199 долларов), а после выпустили SCPH-5501 без видео и аудио выходов всего за 149 долларов.
1997 год ознаменовался созданием первого аналогового геймпада (SCPH-1150). Он имел два аналоговых манипулятора (стика), которые позволяли более точно управлять игровым персонажем (первонально данный геймпад поддерживали файтинги). В Японской версии также присутствовал вибромоторчик для обратной связи, в американской и европейской версии от него отказались. Вскоре данная модель сменится более известным сейчас геймпадом DualShock. Тогда же продажи консоли перевалили за 16 миллионов. Самыми значимыми играми этого года были Final Fantasy VII, Parappa the Rapper и Tekken 2.
В 1998 году стоимость PlayStation снизилась до 99 долларов, что вместе с другими улучшениями позволило дойти до показателя продаж в 43 миллионов консолей, а в следующем году - 65 миллионов.
Вариации на тему
Летом 2000 года вышла компактная модель PSone (PSOne, PS one и PS1). Новинка примерно на треть была меньше оригинальной консоли. К PSone можно было приобрести ЖК-экранчик и переходник к автомобильному прикуривателю. Миниатюрная новинка имела три основных отличия, по сравнению со старшей моделью:
- внешний дизайн
- изменения графического интерфейса (меню управления картой памяти и CD-проигрывателем)
- изменения в разводке материнской платы, после чего нельзя было использовать для прошивки старые мод-чипы.
PSone имела большой успех, и как-то незаметно название консоли перенеслось на «старшую» консоль.
Существовали также специальные версии консоли для разработчиков. Сначала появились консоли синего цвета. На техническом уровне они были почти полностью идентичны классической модели, отличия заключались только в контроллере CD-ROM: он не требовал наличия кода региона, поскольку предназначался для использования с носителями CD-R для отладки. Затем вышли модели зелёного цвета. Если синие (DTL-H100x, DTL-H110x) оснащались чипом ревизии B, такой же как в первых розничных моделях, зелёные (DTL-H120x) — уже чипом ревизии C. Обязательным считалось тестирование программного продукта на обеих версиях — синей и зелёной.
Выпускалась также версия для любительской разработки игр - Net Yaroze. Консоль черного цвета была в 2,5 раза дороже оригинальной PlayStation, и поставлялась с набором инструментов и инструкциями, которые позволяли создавать собственные игры и программы для PlayStation без необходимости приобретать официальную лицензию разработчика, которая стоила в разы дороже самой консоли и выдававалась только официальным разработчикам Sony.
Пиратство на PlayStation
Колоссальные объемы продаж PlayStation не могли не заинтересовать пиратов, такую огромную потенциальную аудиторию нельзя было упускать. Техника взлома консоли совершенствовалась, и уже к концу 1990-х установить мод-чип для прошивки мог любой, кто умел паять. Модификация позволяла запускать не только диски других регионов, но и копии игр с CD-R болванок в обход кодировок. Возможность запуска игр с CD-R породило волну homebrew-игр и демок, написанных с использованием неофициального инструментария разработчика и копированию оригинальных дисков на CD-R.
Диски, изготовлявшиеся Sony, изначально проектировались с защитой от копирования на обычные CD-R. Диски изготовлялись из чёрного пластика, прозрачного только для инфракрасных лучей, используемых в CD-ROM консоли. В Lead-in зоне дисков записывалась 4-байтовая последовательность, которая проверялась контроллером CD-ROM привода. Привод читал диски только с корректной последовательностью байт. Поскольку эти данные должны были заноситься при производстве компакт дисков на заводе, их нельзя было скопировать на домашнем пишущем приводе.
Также для защиты использовался смешанный режим записи дисков — для данных Mode 2/Form 1, и Mode 2/Form 2 для записи аудио и видео данных. Большинство рекордеров начала 2000-ных годов не могло записывать CD-R в таком режиме.