Nintendo 64 - достойный ответ Sony Playstation

Nintendo приложила все силы, чтобы максимально растянуть жизнь своей 16-битной SNES. Изначально компания планировала выпустить на игровой рынок 32-разрядное CD дополнение, но попытка не увенчалась успехом и продукция не увидела свет. Выход же 32-битных консолей от Sega и Sony стали огромной мотивацией для Nintendo. Прыжок сразу в 64-битную систему получил название Project Reality. Консоль разрабатывалась двумя компаниями - Silicon Graphics и Nintendo. Немного позже последняя захочет изменить название консоли на «Ultra 64».

Nintendo ввела в шоковое состояние геймеров и производителей своим желанием оставить картриджи вместо набирающих популярность CD, которые прекрасно зарекомендовали себя в качестве оптимального носителя для игр. Такое решение стало причиной отказа большинства сторонних разработчиков игр от дальнейшего сотрудничества. Они считали, что картридж отжил свое и не обладает оптимальным объёмом памяти, который необходим для их игр (аналогичная ошибка стала причиной огромного финансового ущерба Atari Jaguar).

Nintendo, наоборот, считала картридж наилучшим выбором для работы с Ultra 64, а CD , по мнению японского гиганта, доставляют много головной боли своими длительными загрузками. Большинство аналитиков придерживаются того же мнения. Картриджи, в сравнении с CD, имеют больший эксплуатационный ресурс, не имеют склонности царапаться, более устойчивы к изменениям температуры и влажности.

Nintendo 64 Nintendo 64 Nintendo 64 Nintendo 64

Основой Nintendo 64 стал 64-битный чип NEC VR4300 (93.75 МГц), удешевленный аналог MIPS Technologies R4300i. Хотя VR4300 и считался самым мощным процессором среди конкурентов, но с его эксплуатацией возникал ряд трудностей. Ограничивался CPU 32-битной шиной, да и игры редко использовали 64-битные инструкции. 64-битный код занимал гораздо больший объем (в условиях картриджной системы это было чревато), да и доступ к оперативной памяти замедлялся.

В связке с основным CPU работал Reality Co-Processor (RCP) от компании SGI. RCP отвечал за обработку аудио- и видеоэффектов. Хотя сопроцессор легко обрабатывал несжатый PCM, MP3, MIDI и трекерную музыку, опять-таки картриджная система ограничивала объем качественного аудиоматериала, используемого в играх. Система позволяла воспроизводить картнку разрешением до 480i для NTSC или 576i для PAL. Правда, с таким высоким разрешением вышло не так много игр, в основном разработчики использовали пониженное разрешение 240p для NTSC и 288p для PAL. Поддерживаемая палитра – 16,7 млн. цветов.

Консоль использовала общую подсисему оперативной памяти RDRAM от компании Rambus общим объемом 4 МБ.

Впервые новая консоль засветилась в 1995 году в ходе японского торгового шоу вместе с бужущим хитом - 3D-платформером Super Mario 64. Ярких и качественных 3D-эффектов в игре Super Mario 64 было так много, что этого хватило для подогревания интереса к консоли Nintendo.

Nintendo 64 Nintendo 64 Nintendo 64 Nintendo 64

Через год, 23 июня 1996 года, новая консоль, теперь уже под именем Nintendo 64, была выпущена на японский рынок. К приставке прилагался нашумевший Super Mario 64, а также две менее известные игры Pilotwings 64 и Saikyō Habu Shōgi (приставка «64» в названии игр для новой консоли будет таким же фирменным знаком, как «Super» для SNES). 29 сентября консоль появилась на американском рынке, и только весной 1997 года начались продажи в Европе.

Отдельно стоит отметить М-образный геймпад консоли. По сути, это был первый цифровой/аналоговый контроллер для домашних консолей. Правда аналоговый стик на центральной рукоятке был один и был достаточно неудобен. Также именно в контроллерах Nintendo 64 впервые был использована функция Rumble (вибрирование) для обратной связи.с помощью специального дополнения Rumble Pak.

Nintendo 64 Nintendo 64 Nintendo 64

Nintendo 64 молниеносно обрела статус хита, однако продажи системы значительно замедлялись из-за ограничений в качестве игр. Новые игровые проекты появлялись медленно. Разработчики игр постоянно жаловались на ограниченный формат картриджа. Эффекты, подобно как Full Motion Video, объем саундтрека, звуковых эффектов и голосов ограничивалось вместимостью картриджа. Вскоре геймеры заметили, что некоторые игры для N64 стоили в несколько раз дороже, чем у конкурентных приставок с CD-приводом. Чем объемнее была игра, тем ее стоимость была выше (увеличивалось количество чипов памяти на картридже.

Nintendo 64 Nintendo 64 Nintendo 64 Nintendo 64

Проекты непосредственно от Nintendo были, в основном, продолжениями игровых серий, запущенных еще на NES и SNES. Про Super Mario уже было упомянуто ранее, а кроме очередной части про итальянского водопроводчика вышли Donkey Kong 64, Mario Kart 64, Mega Man 64, Star Fox 64 и две новые части Legend of Zelda.

Nintendo 64 Nintendo 64 Nintendo 64 Nintendo 64

Стереотип о том, что игры на N64, в основном, «для детей» перешел по наследству от SNES. Закреплению такого мнения способствовал и буйный ассортимент расцветок новой консоли. Вышла даже специальная редакция Pikachu.

Nintendo прекрасно понимала, что вместимость картриджей значительно ограничивает независимых разработчиков игр. Поэтому в 1997 году было анонсировано расширение Nintendo 64 Disk Drive или сокращенно N64DD. Дополнение представляло собой магнитный дисковод, который подключался непосредственно к приставке через порт расширения. Благодаря устройству консоль увеличивала свою оперативную память на 4 МБ. Таким образом, общий объем дополнительной памяти для производителей игр увеличился до 8 МБ. Диск мог применяться для увеличения количества карт, дополнительных уровней, сохранений и т.д. Релиз устройства постоянно задерживался, но его все таки выпустили, правда только на японском рынке.

Nintendo 64 Nintendo 64 Nintendo 64 Nintendo 64

В других странах его заменил N64 Expansion Pak. Данное расширение выпустили в 1998 году. Оно также давало дополнительные четыре мегабайта оперативной памяти. В играх, которые специально разрабатывались с расчетом на Expansion Pak, можно было улучшить графику, увеличить разрешение экрана, сделать уровни объемнее. На все остальные игры данное расширение не оказывало никакого влияния.

***

Nintendo 64 смогла продержаться на рынке семь лет, за которые в мире было продано более тридцати миллионов приставок. Это прекрасный показатель, чтобы на красивой ноте завершить "Эру картриджей".

Компьютерный портал "Компаньон" © 2016.
В случае перепечатки материалов обязательна прямая ссылка на сайт cs-companion.ru.