Jaguar - последняя консоль компании Atari

Доверие в игровой индустрии - очень тонкая вещь. Геймеры очень чуткий народ, который ничего не прощает. Эту аксиому знает каждый девелопер. Прибыли от индустрии игр громадные, однако если случится провал, то громадны и убытки. Интересно, чего ожидала компания Atari, когда в девяностых приняла программу 64-битного скачка? Для повторного покорения мира ее усилий все равно оказалось недостаточно.

Рождение Ягуара

Пока Nintendo с Sega воевали на рынке 16-битных консолей, Atari вынашивала планы триумфального возвращения после семилетнего перерыва. Небольшая фирма Flare 1 была близка к скорому выпуску своей первой многопроцессорной консоли Konix Multisystem, но огромное количество трудностей вынудили ее сблизиться с Atari, которая пыталась создать собственную консоль Panther. Создание консоли «Flare 2» постепенно перетекло в новый проект, которому решили передать название «Panther». Но идея по созданию 32-битной Пантеры вскоре затихла, уступив свое место новому проекту – 64-битному Ягуару.

Atari Jaguar Atari Jaguar Atari Jaguar Atari Jaguar

Консоль Atari Jaguar презентовали в США в конце 1993 года. Приставка собиралась, а потом и продавалась компанией IBM. В это время Atari проводила громкую рекламную кампанию «первой в мире 64-битной игровой консоли». При этом система действительно впечатляла характеристиками. Консоль имела 5 процессоров, которые технически были выполненных как три чипа. Первый был традиционным - Motorola 68000, два других носили притягательные имена Том и Джерри.

Применение Motorola 68000 ставило под большое сомнение то, что пользователь приобретал 64-битную приставку. Реально 68000 являл собой 16-битный процессор, а еще два - 32-битные. Лишь два процессора из пяти были 64-битными, но шины данных и регистры были 64-разрядными, что в целом давало приставке огромнейший потенциал.

Том работал с частотой 26.59 МГц и состоял из:

  • 32-битного графического чипа, который отвечал за всю графику и эффекты;
  • 64-битного объектного процессора, который выводил видеосигнал;
  • 64-битного блиттера, который отвечал за вертикальный и горизонтальный скроллинг и шейдинг по методу Гуро.

Джерри также работал на частоте 26.59 МГц и отвечал, в первую очередь, за 16-битную звуковую систему. Motorola 68000, работавший с частотой 13.295 МГц, был управляющим чипом и связывал все «железо» в единую систему.

Помимо довольно сложной системы процессоров в конфигурацию Atari Jaguar входили 2 МБ оперативной памяти на 64-битной шине, подключаемые модули постоянной памяти до 6 МБ, DSP-порт (JagLink), порты для монитора или телевизора (Composite/S-Video/RGB) посредством модуля CatBox.

Джойстик у Jaguar немного необычен. Он менее удобен и обладал большим весом в сравнении с другими консолями. На нем отсутствовали шифты, а Select и Start представлены как Option и Pause. Кроме крестовины и трех больших клавиш справа (A, B, C), в центре на джойстике имеется панель из двенадцати маленьких кнопок. Чаще всего в играх они исполняют служебные функции (включение и отключение музыки, сохранение и пр.). В некоторых играх кнопки являются важным элементом контроля, выполняя разные дополнительные команды (применение спецприема, выбор оружия, смена вида). К играм, где обязательное применение центральной панели, прилагался стилизованный трафарет. Его необходимо было поместить поверх панели, чтобы видеть назначение кнопок. Первые ощущения от подобного управления достаточно необычные.

Atari Jaguar Atari Jaguar Atari Jaguar Atari Jaguar

Всему виной игры 

Хорошее железо в наличии, а что с играми? Число сторонних создателей игр для консоли перешагнуло за полторы сотни, но большая часть запланированных игр не смогла увидеть свет. Среди многочисленных причин провала было и то, что периферия приставки была весьма странной, из-за чего страдал игровой процесс в большинстве игр. Другая причина - сложное программирование для приставки: разработка игры сложна и для одного процессора, а для пяти штук программирование превращается в целое искусство, совмещенное с магией и шаманством. Ну и наконец, картридж Ягуара вмещал только шестнадцать мегабайт данных. Это не давало полноценно использовать богатейший потенциал консоли. В результате вышло только официальных 55 игр, плюс сторонние производители презентовали еще 22 игры.

Atari Jaguar Atari Jaguar Atari Jaguar Atari Jaguar

Attack of the Mutant Penguins, Kasumi Ninja, Blue Lightning, Missile Command 3D, а также десяток других хитов от Atari и Telegames, оказали огромное влияние на индустрию игр. Особенно отличились игры с мультиплеером по сети, который позволял соединить между собой до 26 консолей! Звук и графика в мультиплатформенных играх (Rayman, Doom, Dragon, Cannon Fodder) были намного лучше на Jaguar, чем на 16-битных платформах того времени. Однако с набирающими обороты Saturn и PlayStation сражаться Ягуару было нечем. Игровые библиотеки конкурентов были переполнены эксклюзивными хитами.

Atari Jaguar Atari Jaguar Atari Jaguar Atari Jaguar

Через два года в компании поняли ошибку и выпустили дополнительный модуль за $150 с двухскоростным CD-ROM, который мог воспроизводить игры Jaguar, Audio CD, CD+G. Помимо этого, игры смогли проигрывать видео с частотой 24 кадра за секунду. Дополнение оснастили встроенной Virtual Light Machine (видеоэффекты и цвета реагировали на музыку или звуки). Jaguar CD подключался к консоли через слот картриджей и имел свой слот картриджей. С комплектом поставлялся аудиодиск с саундтреком для Tempest 2000 (один их главных хитов для консоли), демоверсии игр MYST, Vid Grid, Blue Lightning.

Atari Jaguar Atari Jaguar Atari Jaguar

Все было бы хорошо, но Jaguar CD был выпущен слишком поздно, внимание геймеров уже приковали 32-битные приставки от Sega и Sony, которые уже изначально имели CD-ROM. Можно долго обсуждать недостатки Jaguar, однако Atari ковала будущее, формируя рынок игр на несколько лет вперед. Теоретически больше пяти лет консоль Jaguar CD могла бы оставаться мощнейшей платформой, обогнав Panasonic 3DO и составляя свободную конкуренцию Sega Saturn и PlayStation, не говоря уже о консолях прошлого поколения. Это подтверждается списком невышедших игр для приставки Jaguar CD. Однако судьба распорядилась иначе. Риск не оправдал себя.

Чтобы привлечь новых покупателей, компания Atari распространила слухи о создании Jaguar II. Годом позже Atari слилась с JTS, а Jaguar стал историей. Обидно, что приставка с таким потенциалом была забыта.

Жизнь после смерти

Jaguar стал могильной плитой, под которой похоронили Atari как создателя консолей. Игровая приставка стала культом для фанатов, чем-то вроде памятника по ушедшему времени, вокруг которого иногда собираются верные сторонники. Некоторая часть кодов невышедших или незаконченных игр была выложена в интернете, а часть была продана за бесценок.

Энтузиасты таким случаем воспользовались и, объединившись в команду независимых разработчиков, продолжили выпускать игр для любимой консоли. Помимо отличных проектов прошлого для приставки выпускаются совершенно новые игры. Каждый год фанаты Jaguar собираются, чтобы продемонстрировать новинки и показать раритетные разработки. Нужно отметить и поразительную политику фирмы Telegames, выпустившая в 1997 году шесть игр для Jaguar, а также для портативной цветной консоли Lynx от Atari. Те геймеры, которые не питает особых чувств к старому железу, могли ощутить на себе культ Atari в сборниках хитов, созданных для PS2 и Xbox

Компьютерный портал "Компаньон" © 2016.
В случае перепечатки материалов обязательна прямая ссылка на сайт cs-companion.ru.