Sega Saturn - маркетинговый провал компании Sega

Создаваемый на протяжении трех лет японским подразделением Sega проект, известный как GigaDrive выпустили в виде самой мощной 2D консоли, которая по идее могла превосходно работать и с 3D-графикой. Главная цель, которую поставили перед собой разработчики, заключалась в желании превзойти другую CD-приставку, популярную в тот момент 3DO.

В конце 1993 года Sony анонсировала свою 32-битной CD-консоль PlayStation. Инженерам Sega пришлось очень сильно потрудиться, чтобы новая консоль не уступала новому конкуренту. Правда, использование тандема 2D-3D технологий в играх, которого придерживались создатели консоли, делало разработку видеоигр для приставки поистине адским трудом!

Sega Saturn Sega Saturn Sega Saturn

Новинку буквально напичкали процессорами, включая два центральных 32-битных процессора Hitachi SuperH-2 7604 (28,63 МГц), 32-битный SH-1 для управления CD-привода, видеопроцессоры VDP 1 и VDP 2 собственной разработки, Saturn Control Unit (SCU) собственной разработки с цифровым сигнальным процессором для геометрической обработки и контроллером прямого доступа к памяти, звуковой контроллер Motorola 68EC000, звуковой DSP-процессор Yamaha FH1 и специальный 4-битный чип для управления всем этим железом.

Такое количество чипов вызывало нешуточные затруднения у разработчиков игр. Было ясно, что у двух CPU не получается слаженная работа, они не могут одновременно обращаться к памяти. С видеочипами собственной разработки тоже никто с ходу работать не мог, сначала нужно было понять их возможности.

Sega Saturn Sega Saturn Sega Saturn Sega Saturn

Новую консоль назвали в честь планеты - Sega Saturn. Ее презентовали на японском рынке 22 ноября 1994 г. Тогда приставку встретили с восторгом, даже с учетом высокой стоимости - 44800 иен. В Saturn впервые применили слот для картриджей неординарным способом. Как правило, раньше использовался для игр, но теперь его список возможностей расширился. Наиболее широко он эксплуатировался для подключения карт памяти, на которые потом могла сохраняться игра. Помимо этого, слот использовался для подключения дополнительных модулей, ввода кодов, подключения модема Sega Netlink. С помощью Netlink пользователь мог зайти в мировую паутину, проверить почту или поиграть по сети с такими же пользователями Netlink.

Sega Saturn Sega Saturn Sega Saturn Sega Saturn

Специальные RAM-модули, которые были доступны только для японского рынка, могли также вставляться в разъём картриджей. Они добавляли в Saturn дополнительные четыре мегабайта оперативной памяти, для улучшенного и плавного воспроизведения анимации персонажей. Такие преимущества позволили корпорации Sega занять позицию лидера японского рынка после безграничного десятилетнего владычества компании Nintendo (приставки Sega лучше покупали в Европе и США). Но не только для Sega был важен этот рынок. Через четырнадцать дней после выпуска Saturn компания Sony презентовала свою PlayStation. При этом компания, используя огромные денежные ресурсы и обширную рекламную кампанию, стала привлекать к созданию игр независимых производителей, тем самым получая эксклюзивные права на большинство популярных игровых франшиз. Несмотря на это, продажи Saturn в Японии не вызывали особых опасений, и Sega решила переключиться на западные рынки.

Sega Saturn Sega Saturn Sega Saturn Sega Saturn

На границе поколений в США была выпущена Sega 32X, что-то среднее между 16-битными и будущими 32-битными консолями. Ее цель - занять геймеров до появления Saturn. Официальный выпуск новой консоли в США был намечен на 2 сентября 1995 года, но, опасаясь высокой конкуренции на американском рынке со стороны Sony, было решено перенести выпуск консоли на четыре месяца раньше запланированного срока. 11 мая консоль стала доступна игрокам, но игр для нее еще не было (не считая легендарного Virtua Fighter). Консоль имела высокую стоимость (399 долларов), а от сторонних создателей игр для приставки было только несколько маловыразительных поделок.

Sega Saturn Sega Saturn Sega Saturn Sega Saturn

На протяжении всего 1995 года компании Sega, Sony и Nintendo делили практически поровну американский рынок игр. Однако после релиза Final Fantasy VII для PlayStation, корпорация Sony ощутимо вырвалась вперед. Тогда же появилось мнение, что консоль PlayStation, имеющая колоссальный набор 3D-возможностей, намного мощнее Сатурна, хотя Sega Saturn обрабатывала больше полигонов, имела больше оперативной памяти и прекрасную звуковую систему.

Когда Sega полностью прекратила поддержку, в целом, провалившейся Sega 32X, это негативно отразилось на репутации фирмы. А тут ещё ленивые американцы, работники Sega of America оставили консоль Sega Saturn без рекламной поддержки. На американский рынок не попадали многие качественные и замечательные игры, которые пользовались громадным успехом в Японии. А на подходе был выпуск консоль нового поколения от компании Nintendo, которую с нетерпением ожидали миллионы игроков всего мира!

Sega Saturn Sega Saturn Sega Saturn Sega Saturn

Спецификация Saturn была лицензирована многими производителями электроники, что дало возможность наладить производство Saturn-совместимых приставок. Например, JVC, выпускала V-Saturn JVC, полный клон Sega Saturn, который отличался заставкой и возможностью считывать Photo CD. Компания Hitachi выпустила Hi-Saturn, дополнив консоль аппаратной MPEG-декомпрессией, позволяющей просматривать Video CD. Вторая модель от Hitachi обладала встроенным модемом, LCD экраном и встроенной навигационной системой для использования в автомобиле. Ну и наконец, консоль Skeleton Saturn отличалась причудливым дизайном.

На Saturn получил распространение swap-метод, заключающийся в быстрой подмене лицензионного диска на пиратский, что не требовало никаких аппаратных вмешательств. Также существовала возможность и чиповки консоли мод-чипом.

Компьютерный портал "Компаньон" © 2016.
В случае перепечатки материалов обязательна прямая ссылка на сайт cs-companion.ru.