PC Engine / TurboGrafx-16 - первая консоль четвертого поколения
- Подробности
- Опубликовано 27.06.2014 13:52
Слышали ли вы что-нибудь о TurboGrafx-16 или PC Engine? Вряд ли, и очень жаль - в своё время эта консоль задавала жару Nintendo, стала первой 16-битной приставкой читающей CD, и была отличным буфером между 3-м и 4-м поколением, но для европейского рынка прошла, увы, незамеченной - пожалуй это её и погубило.
Всё началось, с Nintendo и молодой компании Hudson Soft, ранее стабильно снабжающих NES и Famicom довольно неплохими играми (в частности Bomberman и Adventure Island), и в 1987 году разработавших для них графический чип C62. Nintendo от него отказались (равно как и от CD-ROM от Sony для SNES, который позднее стал Playstation), зато другие японцы из NEC, уже почти столетие занимающихся телекоммуникационными технологиями, вслед за модой решившие попробовать себя в новой отрасли, сами предложили Hudson сотрудничество в разработке собственной игровой консоли. Так и появилась PC Engine.
Совместные разработки Hudson и NEC позволили создать весьма неплохую консоль, основным достоинством которой была очень эффективная архитектура. Вся работа возлагалась на три чипа: центральным процессором был HuC628 (модификация модификации до боли всем знакомого MOS 6502) работающий в двух выбираемых режимах тактовой частоты - 1,78 МГц или 7,15 МГц, в зависимости от напряжения питания (умельцы разгоняли до 10 МГц и больше, но без хорошего охлаждения чип просто плавился изнутри, да и с ним ресурс быстро изнашивался). А вот графические чипы HuC6260 и HuC6270A позволили ей считаться первой 16-битной консолью, что активно использовать в рекламе. Такое железо позволяло многое: разрешение могло быть до 512x242 (в зависимости от тактовой частоты) и даже больше, но на деле же всё упиралось в возможности телевизоров того времени, и большинство игр работало в режиме 256×239 (хотя “Sherlock Holmes Consulting Detective” использовал все 512x224). А цвета... 32 палитры с 512 цветами, до 482 цветов и 64 спрайтов на экране одновременно - да никто в те времена и близко не мог себе такого позволить! В то время как RAM было всего 8 КБ, при 64 КБ видеопамяти.
PC Engine представлял собой крохотную коробочку 14 см x 14 см x 3.8 см - это самая маленькая консоль в истории, чему есть подтверждение в книге рекордов Гиннеса. Ничего в ней не было лишнего: только антенный выход с переключателем, контроллер (всего один, что было большим недостатком, который позднее исправили адаптером на 8 джойстиков), огромный слот для расширений и слот для HuCard - специальных карточек размером с кредитку, вмещающих до 20 Мб информации. Но что самое интересное - так это 1x-скоростной CD-ROM для игр куда лучшего качества, которым консоль снабжалась переферийно. Первая в мире 16-битная консоль, да ещё и с CD-ROM! Успех был гарантирован.
Появившись на японских прилавках, кроха тут же завоевал рынок и вмиг отодвинул доминирующих Famicom и Master System на второй план, закономерно выпуская модификации самого разного сорта. За время существования с 1987 по 1994 годы вышло порядка 20 разновидностей: SuperGrafx, у которого было в 4 раза больше RAM, второй графический чип с собственной VRAM, а также возможность скроллить больше одного слоя в фоне (однако из-за высокой цены SuperGrafx провалился); TurboExpress - портативная консоль с 2.6-дюймовым экранчиком - очень даже неплохая 16-битка для своего времени, но с целой кучей новых и наследованных от предшественников болячек: стоимость была ого-го - $299.99, из-за чего её назвали “роллс-ройс портативных систем”; при сборке использовались дешевые конденсаторы, из-за чего нередким было явление попросту неработающей консоли (замена их не составляла труда, но скажите это бизнесмену, решившему поиграться в метро, или школьнику); консоль использовала LCD дисплей, а в те годы эта технология была ещё очень нова (в 1987-м Sharp пустили их на конвейер), так что то пиксели битые, то текст едва-ли читаем, и всё в таком духе; заряд батареек консоль ела с невиданным аппетитом - всего 2-3 часа для 6-ти батареек AA (ситуацию спасал адаптер переменного тока, но смысл в ней, если играть можно только у розетки) - в общем, несмотря на то, что TurboExpress работал на тех же карточках, что и PC Engine, а значит полностью наследовал библиотеку игр - консоль провалилась.
Оригинальный PC Engine грелся в лучах славы, и даже выход Sega Master System не смог их затмить (зато SNES смог), так что к 1989 году NEC уже перебиралась на мировой рынок. Ну как на мировой - только в Северную Америку, как это было принято, а вот в Европе она почти не продавалась - только маленькими партиями в Великобритании, и неофициально во Франции.
Для западного рынка было решено провести рестайлинг и переименовать PC Engine в Turbo Grafx 16 - начинка, по сути, была той же, но корпус стал больше в 2 раза (ну не воспринял бы американский игрок эту кроху как что-то серьезное). И тут появилась проблемка: никто из разработчиков не хотел вновь рисковать и связываться с консолью без имени - пусть и не так массово, как до кризиса 1983 года, но такие консоли были и не пользовались успехом. Но ведь чтоб заработать имя - нужны игры! Большую часть приходилось разрабатывать и портировать руками Hudson и NEC, да и региональные ограничения для HuCard легко обходились, так что по сути была доступна вся библиотека. С играми на CD всё обстояло немного иначе: никаких ограничений не было, зато было диски и карточки разных версий: System Card позволял играть во все обычные CD, а вставив Super System Card вы получали 192 КБ дополнительной ОЗУ и могли играть также в Super CD.
Нельзя уверенно заявлять об успехе или провале Turbo Grafx 16 на западном рынке: да, она пользовалась успехом, хотя с играми (в особенности на CD) первое время была беда, но как только подоспела Sega Genesis, да ещё и в рекламе стала активно заявлять, мол - “это и не 16-битная консоль вовсе” - TurboGrafx пошатнулся, а с выходом SNES и вовсе ушел на третий план, просуществовав до 1994 года и канув в лету. NEC пытались, конечно, оставаться на плаву, и даже выпустили модификацию Duo с улучшенными характеристиками и интегрированным CD-ROM, а позднее стали портировать аркадные игры с Neo-Geo, выпустив для них карточку Arcade Card Pro/Duo, добавляющую 2 МБ оперативной памяти и модифицированный BIOS, но и это её, увы, не спасло.