Xbox 360 - вторая попытка Microsoft победить Sony
- Подробности
- Опубликовано 04.08.2014 23:09
Вездесущая Microsoft давно заглядывалась на игровую индустрию. Консоль Xbox оказалась неплохим первопроходцем. Благодаря ей компания заявила о себе как о серьезном игроке. Чтобы как-то улучшить свои шансы в противостоянии с Sony, Microsoft, подобно Sega семью годами раньше, решает выпустить свою новую консоль гораздо раньше своего основного конкурента. Сыграла ли эта ставка, сейчас узнаем.
Вторая по счету консоль от Microsoft, известная под кодовыми названиями Xenon, Xbox 2, Xbox FS, Xbox Next и NextBox, была задумана еще в начале 2003 года. В феврале была проведена конференция, в которой принимали участие более 400 разработчиков. Среди них оказался и Питер Мур, бывший президент американского отделения Sega Enterprises.
В Xbox 360 решили отказаться от стандартного компьютерного железа и перешли на архитектуру IBM PowerPC. Новый процессор не разрабатывался специально под консоль, а лишь слегка модифицировался. В итоге Xbox 360 получила трехъядерный Xenon, работающих на общей тактовой частоте 3,2 ГГц.
С видео тоже история интересная. Microsoft проиграла суд Nvidia относительно стоимости комплектующих, которые последняя поставляла для первой Xbox. В итоге Microsoft решила сотрудничать с прямыми конкурентами «зеленых» - ATI, которая разработала для консоли видеочип Xenos (или C1). Xenos стал первым представителем унифицированных шейдерных архитектур, где одни контейнеры обрабатывают и пиксели, и вершины.
Объем оперативной памяти составил 512 МБ, причем она использовалась как процессором, так графическим чипом. Чтобы снизить себестоимость из консоли был убран жесткий диск. Это повлияло на совместимость с предыдущей версией консоли. Но в Microsoft нашли выход, выпустив два варианта, подороже и подешевле, отличающихся только наличием и отсутствием жесткого диска. Так же владельцы дешевого варианта могли отдельно докупить жесткий диск до 320 ГБ для обратной совместимости.
Следующим спорным аспектом консоли является применение двухслойного DVD-ROM, имевшего предельный объем 8,5 ГБ. Этот устаревший вариант не мог уместить на себе большую ААА-игру. Так, к примеру, jRPG Blue Dragon выпустили на трех дисках. Впрочем, стараясь обогнать конкурентов, корпорация Microsoft не имела альтернативы.
Помимо обновленной аппаратной начинки был изменен внешний вид самой консоли, в котором есть что-то от Apple. Разработчики уменьшили количество мрачных цветов и рубленных граней, заменив их на живые, светлые, органичные формы. Все разъемы и кнопки удобно расположены, предусмотрена вертикальное и горизонтальное расположение консоли, а на задней крышке имеются крепления для аксессуаров (Wi-Fi адаптер, жесткий диск).
Было исправлено и еще одно слабое место Xbox – массивный и неудобный геймпад. Microsoft не боялась заменить пухлые, громоздкие, угловатые предшественники на матово-белые, подтянутые, удобные для руки последователи. Вложенные усилия не прошли даром, новый геймпад для Xbox 360 до сих пор считается одним из самых лучших игровых контроллеров за все время.
Работает Xbox 360 под управлением операционной системы Xbox 360 OS, созданной специально для этой консоли. Новая ОС является на 90 % переписанной версией системы для первого Xbox, а та, в свою очередь была перелопаченной Windows 2000. Со временем прошивка консоли менялась, и уже в последних версиях Xbox 360 имеется послойная загрузка (как в Windows 7), плиточный интерфейс (как Windows 8) и ядро, аналогичное MinWin.
Как уже говорилось выше, совместимость с играми для оригинальной Xbox была частичной. Некоторые игры вошли в список совместимости и запускаются через встроенный эмулятор, обновляемый через Xbox Live или в оффлайн-режиме с CD-R дисков, самостоятельно записанных пользователем. Для игры на эмуляторе обязателен жёсткий диск, на котором находятся профили игр, патчи и прочая служебная информация. Список совместимости пополняется время от времени, обновление эмулятора происходит при загрузке в привод диска от старой консоли.
Xbox 360 была официально анонсирована на канале MTV 12 мая 2005 года, а более детальная информация о приставке была представлена в том же месяце на выставке E3. Продажи консоли начались 22 ноября 2005 года в США и Канаде, 2 декабря 2005 года в Европе и 10 декабря 2005 года в Японии. Все доступные на время выпуска приставки были успешно проданы в каждой стране, кроме Японии.
В день запуска Xbox 360 был обновлен сервис Xbox Live: к нему добавили бесплатный вариант подписки Silver. Xbox Live Silver не требует абонентской платы и доступен во всех вариантах приставки. При этом пользователь получает доступ к официальным форумам, Xbox Live Arcade и Marketplace и возможность общаться с другими пользователями. Если же необходим режим сетевой режим, придется раскошелиться на подписку Gold. Кроме того, она предоставляет ранний доступ к обновлениям и DLC.
Как показали первые месяцы продаж, продукт вышел явно сырой и недоделанный. Главный недостаток новой консоли - очень шумная и ненадежная система охлаждения. Многим геймерам пришлось лицезреть ужасное «красное кольцо смерти» - индикатор выхода консоли из строя. Брак по началу достигал тридцати процентов, и это по официальным данным Microsoft. Независимые аналитики считают, что эту цифру можно спокойно увеличивать до пятидесяти процентов. Ошибки имелись в программном обеспечении, которое постоянно обновлялось. Так же у консоли в первой ревизии отсутствовал HDMI-порт.
Новые ревизии и модификации Xbox 360 пошли одна за другой. Первоначальные Core и Premium довольно быстро были заменены на Arcade и Pro. В новых версиях поменяли материнские платы, улучшили систему охлаждения и добавили порт HDMI. Вместе с версией Arcade в комплекте шли пять бесплатных игр в сервисе Live Arcade, проводной геймпад и карта памяти на 256 МБ. Версия Pro поставлялась с жестким диском на 60 ГБ и композитным кабелем.
К рождественским распродажам 2006 года, вместе с запуском PlayStation 3 и Wii в США, появилась возможность купить версию Xbox 360 Elite. Консоль была полностью черного цвета и поставлялась с жёстким диском на 120 Гб.
Arcade, Pro и Elite впоследствии были заменены новой моделью Xbox 360 S (Slim). Продвигалась она под тем же названием, что и раньше - Xbox 360 - в отличие от Sony, которая дала новое название тонкой версии PlayStation 3 — PS3 Slim. Вместе с тонкой версией консоли появился и новый гаджет – Kinect. Новый контроллер позволяет геймеру взаимодействовать с консолью без геймпада и других манипуляторов с помощью жестов, голосовых команд и движения тела.
Нельзя не отметить большое количество бандлов Xbox 360 с оформлением в стиле игры не только консоли, но и геймпадов, гарнитуры и dashboard. Среди первых стилизованных версий стал бандл Halo 3, выпущенный 25 сентября 2007 года. Далее последовали консоли в стиле мультфильма «Симпсоны в кино», хоррора Resident Evil 5, шутеров Call of Duty: Modern Warfare 2 и Call of Duty: Modern Warfare 3, белый комплект в стиле Final Fantasy XIII, черный комплект, посвящённый игре Tom Clancy's Splinter Cell: Conviction.
Кроме тематических изданий, выходили и издания коллекционные. Их можно отличить по приставке Limited Edition. Первым коллекционным изданием стала Xbox 360 Gears of War 3 Limited Edition с жёстким диском размером 320 Гб и двумя геймпадами. В дополнение к консоли в продажу поступили дополнительные аксессуары: беспроводная Bluetooth-гарнитура, выполненная в стилистике игры, гарнитура для мобильного телефона, беспроводной контроллер, выполненный в стилистике игры и совместимый с консолью Xbox. Позднее вышли коллекционки "Звёздных войн", Halo 4 и других хитов для Xbox 360.
От ревизии к ревизии Microsoft постоянно работала над снижением себестоимости консоли. В результате, в начале 2008 года убыточное подразделение Microsoft Xbox Entertaiment and Devices Division получило первую прибыль в полмиллиона долларов. Таким образом, политика компании оказалась верной – увеличению продаж Xbox 360 способствовали многочисленные игры-шедевры, которые не были доступны на других игровых консолях (к примеру, Halo и Gears of War).
А что же, собственно, с самими играми? В данном вопросе у Microsoft все в полном порядке. Одних только эксклюзивов, каждый из которых может «продать консоль», наберется с десяток: игры серий Halo и Gears of War (эталоны сетевых шутеров), симуляторы Forza Motorsport и Forza Horizon, ролевые игры серии Fable и большой пласт игр для Kinect.
С кроссплатформенными проектами получилось не все так просто. Большинству сторонних разработчиков пришлось выбирать, под какую платформу писать игры. У Sony была мощная, но жутко сложная аппаратная система, поэтому эксклюзивы для PS 3 шедевральны, а вот кроссплатформа явно страдает. С Xbox 360 же ситуация другая, игры разрабатывать под нее легче, но известности бренда поначалу не хватало.
На определенном этапе консольных войн игры двух основных конкурентов разительно отличались. Если Xbox 360 предлагала «игры для мужиков» (Gears of War, Halo, множество спортивных симуляторов), то Sony поставляло на рынок AAA-проекты серии «мыльное кинцо» и «press X то win». Именно поэтому получилось явное разделение игровых рынков – полная победа Xbox 360 в США, уверенное лидерство Sony в Японии и борьба с переменным успехом в Европе.
Седьмое поколение медленно, но верно уходит на покой. Это становится видно хотя бы по недавней выставке E3 2014. Разработчикам игр все сложнее писать игры уже под три платформы – PC-образный Next-Gen, Xbox 360 и PS 3. Первым шагом становится разделение игр по платформам, усиленное внимание к новым консолям, а седьмому поколению достаются проекты по остаточному признаку.
У консоли Xbox 360 жизненный путь явно удался. На подготовленной первой Xbox почве и в отсутствии конкуренции в первые годы Xbox 360 набрала себе большую армию преданных фанатов, более-менее безболезненно дошла до идеала и, когда конкуренты только начали борьбу за покупателя, уже была во всеоружии. Как результат, более 80 миллионов проданных консолей и большой задел для последовательницы – Xbox ONE.