3DO - первая консоль пятого поколения

3DO – это целая культура, целая эпоха, стиль жизни. Она вобрала самое лучшее, что сделало ее инновационной системой 1990-х годов. Консоль создавали для распространения культуры мультимедиа развлечений, она должна была стать такой же обыденной вещью, как музыкальный центр или телевизор. По крайней мере, этого хотели разработчики консоли, но гениальная идея в полной мере так и не осуществилась.

3DO Interactive Multiplayer (или просто 3DO) выпускалась в 1993-1995 годах компаниями Panasonic, Goldstar и Sanyo. Разработкой спецификаций для новой консоли занимались Роберт Микэл и Дэйв Нидл из New Technology Group. Права на консоль принадлежали компании The 3DO Company (ранее SMSG, Inc), основанной в 1991 году Трипом Хокинсом, основателем EA Games, при участии LG, Matsushita, AT&T, MCA, Time Warner.

3DO Interactive Multiplayer 3DO Interactive Multiplayer 3DO Interactive Multiplayer 3DO Interactive Multiplayer

Запуск консоли сопровождался активной рекламой с применением инновационных технологий, однако завышенная стоимость (на момент выхода - $699,95) на перенасыщенном рынке игровых систем вскоре станет главной причиной ее краха.

На момент выпуска 3DO обладала целым рядом аппаратных возможностей:

  • 32-разрядный процессор ARM60 (RISC-архитектура, частота 12,5 МГц);
  • 16-разрядный цифровой процессор сигнального вида;
  • два графических сопроцессора;
  • специальный математический сопроцессор.

Видеосистема позволяла выводить изображение с разрешением 640x480 точек, палитра состояла из 16,7 млн цветов (одновременно могли отображаться 32768 цветов). Графические RISC-процессора отвечали за эффекты искажения, масштабирования, вращения, текстурирования. 16-битная звуковая система поддерживала технологию Dolby Surround Sound.

Помимо этого, устройство обладало 2 МБ оперативной памяти, 1 МБ видеопамяти и двухскоростным CD-приводом. Имелась возможность синхронного подключения до восьми джойстиков цепочкой – каждый следующий джойстик подключается к предыдущий.

Кроме применения специально созданного ПО, консоль проигрывала Audio CD, Video CD и Photo CD. Для воспроизведения видео требовалось применение особой карты расширения, которая декодировала MPEG-видео. Ее выпускали только для японской Panasonic и американской модели Goldstar.

3DO Interactive Multiplayer 3DO Interactive Multiplayer 3DO Interactive Multiplayer 3DO Interactive Multiplayer

Отличительной особенностью 3DO стало отсутствие региональной блокировки CD-привода и защиты от копирования. Такая возможность весьма радовала геймеров и создателей нелицензионных копий игр. Однако, даже такое «преимущество» не смогло продлить жизнь приставки. Хоть региональная блокировка в 3DO отсутствует, некоторые японские игры не могли запускаться на различных версиях консоли в других государствах из-за применения в них особого шрифта с кандзи (по рекомендации The 3DO Company). Некоторые разработчики упускали из вида эту мелочь, поэтому такие игры, как Sword and Sorcery (английское название - Lucienne's Quest) или Alone in the Dark были доступны во всех регионах. Более поздние выпуски игр уже умели определять региональную принадлежность приставки и не запускались в чужом регионе. К примеру, Soccer Kid работала только с PAL-версией приставок.

3DO Interactive Multiplayer 3DO Interactive Multiplayer 3DO Interactive Multiplayer

Из периферии можно вспомнить 3DO Blaster - разработанная компанией Creative плата расширения со слотами ISA. Она предназначалась для установки в совместимые компьютеры IBM-PC. Благодаря такой плате открывалась возможность использования ПО консоли непосредственно на компьютере. Необходимо отметить, что работала она только в тандеме с CD-ROM Matsushita CR-563-B.

За мимолетную жизнь консоли было выпущено более трех сотен игр. Большая часть из них была предназначена для японского внутреннего рынка. Появлению такому количеству игр способствовала либеральная политика компании по отношению к создателям. Чем-то это история напоминает Atari 2600: данная политика с одной стороны была благом, а с другой - кошмаром для консоли, поскольку на 3DO выходили не только самые прекрасные игры из когда-нибудь созданных, но и абсолютнейший хлам, который необходимо было уничтожить еще в процессе разработки.

3DO Interactive Multiplayer 3DO Interactive Multiplayer 3DO Interactive Multiplayer 3DO Interactive Multiplayer

Так из шедевров вспоминается безумная бродилка «GEX», суперэкшн «Капитан Квазар», а также самый удачный порт для 3DO - Street Fighter 2 Turbo. Данную игру перенесли на домашнюю систему с аркадного автомата. При этом она превосходила оригинальный вариант благодаря применению качественного CD-звука. В числе самых лучших 3DO-игр была и Return Fire с продвинутым игровым процессом и хорошей графикой. Она была портирована на Sega Saturn, Sony PlayStation и ПК под управлением Windows.

Большая часть топовых игр для 3DO были банальными портами с других игровых систем: Out of This World (Another World), Myst, Star Control II, Alone in the Dark, Need for Speed, Crash N' Burn, Jurassic Park Interactive, Killing Time и Slayer. На 3DO впервые были презентованы некоторые игровые сериалы, созданные Electronic Arts, Crystal Dynamics и Studio 3DO. Их дальнейшее существование и модернизация осуществлялась на последующих 32-битных консолях.

3DO Interactive Multiplayer 3DO Interactive Multiplayer 3DO Interactive Multiplayer 3DO Interactive Multiplayer

К сожалению, 3DO Interactive Multiplayer пришлось конкурировать с новыми консолями уже устоявшихся лидеров Sega, Atari, Nintendo, а также новичка Sony. Из-за низкой конкурентоспособности и неудачной маркетинговой политики выпуск приставок 3DO вскоре полностью прекратили.

The 3DO Company разработали следующее поколение консолей M2 на базе процессора PowerPC 602. Из-за нехватки финансовых ресурсов фирме приходится уйти из консольного бизнеса, а разработки передаются Matsushita, которая так и не презентовала новую консоль на рынке.

На базе M2 в США было создано несколько аркадных игровых автоматов компаниями Atari и American Laser Games. В Японии, используя наработки M2, Konami разрабатывают плату для игровых автоматов аркадного типа. Поскольку игры запускались с CD, система имела значительные паузы в процессе загрузки (иногда требовалась минута, чтобы загрузить уровень), и минимальную надёжность. На данной платформе вышло ограниченное количество игр (на сегодня известно только пять штук).

Компьютерный портал "Компаньон" © 2016.
В случае перепечатки материалов обязательна прямая ссылка на сайт cs-companion.ru.