Жанры

В основе своей все компьютерные игры можно разделить на два больших класса – одиночные и многопользовательские.

В одиночной игре игроку противостоит искусственный разум игры, и сражение это происходит, так сказать, «один на один». На сегодняшний момент очень мало игр создается только с одиночным режимом. Игры почти всех жанров так или иначе вставляют многопользовательские режимы в игру (наверное, за исключением жанра Квест (Quest)). Многопользовательские режимы появились еще в эру восьмибитных приставок и первых персональных компьютеров.

Многопользовательские режимы в свою очередь разделяют на:

1) Многопользовательский оффлайн-режим (не через сеть, на одной компьютере или приставке). Давайте вспомним хотя бы тех же «Танчиков» (Battle City), из более-менее современных можно вспомнить Worms (многопользовательский оффлайн-режим), режим многопользовательского оффлайн-заезда в некоторых гоночных аркадах и симуляторах, режим игры на одном экране в спортивных аркадах и симуляторах.

2) Многопользовательский онлайн-режим (через локальную сеть или сеть Интернет). Данный режим поддерживается большинством современных игр, в которые вообще можно встроить многопользовательский режим. Наибольшее распространение получил в жанре 3D-шутеров (проще говоря, стрелялок), ролевых игр, стратегий и спортивных симуляторов.

А теперь обратимся непосредственно к жанрам.

Action-жанры

Action («экшн», в переводе — «действие») — класс игр, в которых «постоянно что-то происходит», игрок же обязан быстро на это реагировать и принимать верные решения в довольно короткие сроки. Динамика в таких играх очень высока и требует хорошего внимания и быстрой реакции со стороны игрока.

В целом, к Action относится довольно «разношерстная компания» компьютерных жанров:

1) 3D-шутеры от первого лица (FPS, First Person Shooter). Шутеры, говоря по-русски, это стрелялки. А FPS – стрелялки от первого лица, то есть игрок видит происходящее в игре как бы из глаз своего персонажа. Первые игры этого жанра вышли в далекие 1970-е годы (Maze War – 1973 г., Spasizm – 1974 г.). На данный момент FPS является наиболее продаваемым и коммерчески успешным жанром компьютерных игр. К классике жанра можно отнести такие игры, как Doom, Quake, Unreal и Unreal Tournament, Call of Duty, Battlefield, Gears of War.

Maze War Doom Doom II Doom III Quake Quake 2 Quake 3 Arena Unreal 2 Unreal Tournament 2007 Call of Duty II Battlefield 2 Gears of War 3

2) 3D-шутеры от третьего лица (TPS, Third Person Shooter). Главное отличие шутера от третьего лица от FPS в том, что игрок видит происходящее в игре не из глаз своего персонажа, а из точки рядом с персонажем (обычно за спиной или возле плеча ). Среди «чистых» представителей этого жанра можно выделить Max Payne и Grand Thief Auto. Очень часто жанр TPS совмещают с другими жанрами. Например, в во многих шутерах от первого лица есть режим камеры «из-за спины», по сути тот же TPS. Также режим «от третьего лица» можно встретить в играх жанра Action/RPG (например, The Elder Scroll) и Adventure (Lara Croft, Uncharted)

Max Payne Grand Thief Auto 3 Lara Croft and the Guardian of Light Uncharted

Шутеры можно также разделить на два типа по «осмысленности происходящего» на два типа: тактические шутеры и «кровавое месиво» (или «Убей их всех»). В тактических шутерах весь процесс прохождения игры так или иначе завязан на работе в команде (даже в одиночном режиме) и разработке тактики для прохождения особо сложных моментов игры. Обычно тактические шутеры разыгрывают какие-либо военные действия, например, Call of Duty, Battlefield, Ghost Recon. На турнирах по компьютерным играм тактические шутеры используются для командных соревнований (команды «3 на 3» или «5 на 5»).

Call of Duty 4 Modern Warfare Battlefield 3 Tom Clancy Ghost Recon Online

В «кровавых» шутерах все намного проще. Главное правило – стреляй по всему, что движется, пока оно тебя не убило. Из современных представителей данного типа шутеров можно отметить Serious Sam или PainKiller. На турнирах по компьютерным играм данный тип игр в основном используется для одиночных соревнований («1 на 1» или «1 против всех»).

Serious Sam 2 Serious Sam 3 Painkiller Redemption

3) Файтинги (Fighting, в переводе «поединок») – жанр action-игр, имитирующих рукопашный поединок. Классический файтинг имеет несколько неизменных правил:

•Бой проходит один на один

•Бой проходит на закрытой площадке, которая называется арена.

•Бой проходит в несколько раундов (обычно выигрыш засчитывается при победе в 2 раундах из 3)

•Каждый раунд заканчивается при исчерпании линии здоровья одного из бойцов (линия здоровья находится в верхней части экрана рядом с именем персонажа).

Классический файтинг подразумевает одиночный стиль игры, поэтому зачастую используется в компьютерных турнирах в одиночных соревнованиях.

Классика жанра – Mortal Kombat, Street Fighter, Tekken.

Mortal Kombat Mortal Kombat 2011 Super Street Fighter IV Tekken

В начале 2000-х годов из жанра «Файтинг» выделился отдельный поджанр «Избей их всех» (Beat 'em all). Главное отличие от классического файтинга заключается в том, что персонаж игрока проводит бой не один на один, а против большого количества противников. Бои могутпроходить как в рукопашную (например, в «Enter the Matrix» и «Path the Neo»), так и с использованием холодного (Bloodrayne) и огнестрельного (Devil May Cry) оружия. Файтинги с использованием оружия принято называть слэшерами (Slasher, в переводе «Рубилово», от Slash – резать, рубить)

Enter the Matrix Path the Neo Bloodrayne 2 Devil May Cry

4) Аркады (Arcade, в переводе «пассаж, крытая галерея», где часто устанавливались игровые автоматы с играми данного жанра) – жанр action-игр, игровой процесс которых намеренно упрощен, управление простое и не изменятся с течением игры. Суть аркадных игр состоитв том, чтобы пройти игровой уровень за небольшой промежуток времени (обычно ограниченный) с решением простых головоломок и преодолением препятствий, рассчитанных на внимание и реакцию игрока. В течение игрового процесса игрок может собирать какие-либо призы, получать бонусы в виде дополнительной жизни (знаменитый «1-up»), временного бессмертия или оружия.

Классические аркады появились еще на игровых автоматах, а позднее перекочевали на игровые приставки. Ярчайшим представителем классических аркад является Super Mario Bros. Также можно вспомнить такие шедевры как Pac-man и Digger.

Благодаря данному жанру появился даже термин, указывающий на простоту игры и примитивность управления – аркадность. Для большинства игр данная оценка носит негативный характер (ведь большинство разработчиков стремится к реалистичности игрового процесса).

Например, аркадный режим гонки облегчает управление автомобилем, уменьшает или полностью отключают последствия аварий. Аркадные шутеры больше напоминают простой тир, чем тактическую военную операцию.

5) Стэлс-экшн (Stealth Action, Stealth в переводе «скрытый») – жанр action-игр, игровой процесс которых заключается в прохождении миссий и выплнении заданий, не привлекая к персонажу внимания со стороны противника. Персонаж игрока обычно более уязвим, чем, к примеру, в 3D-шутерах. Поэтому он должен прятаться, не попадаться на глаза противнику. Если целью является убийство (как в Hitman или Splinter Cell), то совершить его нужно в идеале без свидетелей и лишних жертв. Если целью является кража ценностей (как в Thief), нельзя попадаться на глаза охране и владельцу ценностей, а после кражи скрыть все следы своей деятельности.

Hitman Blood Money Splinter Cell 4 Thief 3. Deadly Shadows Assassin's Creed

Во главу угла во время прохождения стэлс-экшна встают способность игрока быстро принимать решения, умение планировать свои действия, внимательность и аккуратность.

Ролевые игры

Ролевые игры (Role-Playing Game, RPG) – класс компьютерных игр, главной собенностью которых является развитие характеристик и навыков персонажа, которые влияют на манеру прохождения игры. Развитие происходит за счёт получения опыта, получаемого при выполнении определенных заданий. При достижении определенной величины опыта, персонаж получает новый уровень и возможность улучшить свои навыки и характеристики.

Краткий словарь терминов RPG:

Герой —это персонаж, управляемый игроком. Также употребляется «перс» (от «персонаж»), а также «чар» (от англ. «character»).

Инвентарь — место, где содержатся все предметы, которыми персонаж владеет; обычно имеет ограниченный размер.

NPC – неигровой персонаж, управляемый компьютером.

Квест (англ. quest) — задание полученное от NPC. За его выполнение персонаж получает вознаграждение в виде опыта и/или предметов.

Монстр — персонаж, враждебный герою. С ним можно только сражаться.

Предмет (Stuff, стафф(ина)) — предмет, который может находиться в инвентаре.

Прокачка — исполнение героем определённых действий в результате которых улучшается одно или несколько качеств.

Лут (англ. loot) — совокупность предметов, которые игрок получает во время игры (торгуя, убивая врагов, а также в награду за выполнение квестов).

Дроп (англ. drop) — предметы, найденные на теле убитого противника.

Жанры ролевых игр:

1) Классический RPG – жанр ролевых игр, отличительной особенностью которых являются большое количество диалогов, высокая проработка мира и персонажей, свобода выбора в решении задач, ставящихся перед персонажем.

Классические представители жанра – Fallout, Planescape: Torment, Dragon Age: Origins.

Fallout Planescape Torment Dragon Ages: Origins

2) Action RPG - жанр ролевых игр, отличительной особенностью которых является сочетание сложной системой прокачки персонажа и большого количества квестов с шутерной или слэшерной боевой системой.

Классические представители жанра –Mass Effect, Star Wars: Knights of the Old Republic, Gothic.

Mass Effect 2 Star Wars: Knights of Old Republic Gothic 2

3) Hack’n’Slash RPG - жанр ролевых игр, отличительной особенностью которых является методическое истребление монстров, собирание дропа. Игровой процесс в целом проще, чем в Action RPG, еще меньше диалогов, зато больше однотипных квестов.

Классические представители жанра – Diablo, Sacred, Titan Quest.

Diablo 3 Sacred 2. Fallen Angel Titan Quest

4) Японские RPG (JRPG) – жанр ролевых игр, отличительной особенностью которых являются красивая прорисовка игрового мира (в основном, в анимэ-стиле), при этом сильно ограничена свобода выбора при решении заданий и свобода развития персонажа. В основном JRPG разрабатываются японскими студиями.

Классические представители жанра – Final Fantasy, Dragon Quest, Xenosaga.

Final Fantasy XIII Dragon Quest Xenosaga

Отдельно можно рассмотреть такое явление, как многопользовательское онлайн-RPG (massively multiplayer online role-playing game, MMORPG). Для данного жанра характерен глубоко развитый виртуальный мир, в котором взаимодействуют персонажи игроков. В основном, действие происходит в фэнтези-мирах с ярко выраженными противоборствующими сторонами (армия Света и армия Тьмы). Самые известные MMORPG на данный момент World of Warcraft, Lineage II и Ragnarok как раз представляют из себя хорошо проработанные фэнтези-миры. В конце 2011 года появился новый игровой мир, в отличие от других, фантастический – Star Wars: The Old Republic, основанный на литературной вселенной «Звездных Войн».

World of Warcraft Lineage II Ragnarok Online Star Wars: The Old Republic

Основными режимами жанра MMOPRG являются PvP (Player vs Player, «игрок против игрока») и PvE (Player vs Environment, «игрок против игрового мира»).

В PvP игроки сражаются на замкнутой арене в своего рода дуэли. Дуэли происходят один на один или команда на команду.

В PvE игровой персонаж выполняет задания, получает опыт и новое снаряжение (в принципе, как и в обычном RPG). Отличие начинается с того момента, когда несколько игроков объединяются в команду («гильдию») для выполнения сложных заданий, выполнение которых в одиночку не возможно.

Стратегии

Стратегии (Strategy) – класс компьютерных игр, для достижения победы в которых от игрока требуется стратегическое планирование и способность управления несколькими персонажами (а иногда группами или целыми армиями). Смысл стратегических компьютерных игр заключается в управлении доступными ресурсами и преобразовании их для победы над противником (будь то компьютерный искусственный разум или живой оппонент) с помощью плана действий, разрабатываемого с учётом меняющейся обстановки.

По типам имеющихся основных игровых ресурсов стратегии делятся на военные и экономические.

В военных стратегиях главным ресурсом игрока-«полководца» является войско (группы солдат, подразделения или целые армии). От полководца требуется занять ключевые точки на карте военных действий, разгромить вражеское войско, ну или на худой конец, разгромить штаб противника.

В экономических стратегиях во главу угла ставится развитие экономической экономической инфраструктуры, находящейся под управлением игрока.

Во многих современных стратегиях есть как военная, так и экономическая части. В зависимости от предпочтений игрока, он может заняться управлением либо армии, либо экономики, поручив развитие второй составляющей компьютерному искусственному интеллекту.

Основные жанры стратегических компьютерных игр по схеме игрового процесса:

1)Пошаговые стратегии (Turn-Based Strategy, TBS) – жанр стратегических компьютерных игр, основной особенностью которых является то, что каждой стороне дается определенное время на выполнение своего хода. Ходят стороны по очереди, что уменьшает динамизм игрового процесса. Видимо поэтому на сегодняшний момент TBS уступают стратегиям в реальном времени (RTS) по популярности. Развитие данный жанр стратегических компьютерных игр получил еще до массового распространения компьютерных сетей. Сам игровой процесс допускает многопользовательский режим на одном компьютере. Игроки просто уступают место за компьютером оппоненту на время хода.

Классические представители жанра – Warlords, Heroes of Might and Magic, Civilization, Disciples.

Warlords 4 Heroes of Might and Magic 6 Civilization 4 Disciples 3. Renaissance

2) Стратегии в реальном времени (Real-Time Strategy, RTS) – жанр стратегических компьютерных игр, основной особенностью которых является то, что действия противников производятся одновременно, нет достаточного времени для планирования своих действий. Основные усилия направлены на захват и освоение окружающих природных ресурсов, построение специализированных зданий, создание войск и захват контрольных точек на игровой карте. Особенности игрового процесса:

  • В основе экономики лежат здания, которые можно строить и разрушать. Именно они создают юнитов и проводят исследования. Иногда строительство производят особые юниты, иногда — другие здания. Некоторые строения могут атаковать противника.
  • Сбор ресурсов осуществляется особыми юнитами (боевыми единицами) в специально предусмотренных для этого местах, после чего они переносятся к специальному зданию на базе и только после этого поступают в распоряжение игрока.
  • Ресурсы могут быть разных видов и расходуются на строительство юнитов и зданий в разных пропорциях;
  • Юнит (unit) — любая боевая единица (пехотинец, танк, самолёт, корабль), которая обычно может атаковать другие юниты и здания и уничтожать их. Юниты имеют параметры, главными среди которых являются «очки жизни» (hit points — «предел допустимых повреждений»,), наносимые повреждения, броня (уменьшающая наносимый юниту урон), скорость. Юнит может включать в себя и несколько солдат (танков, артиллерийских орудий и т. д.), но в этом случае командовать ими по отдельности нельзя. Некоторые юниты не могут атаковать и предназначены для сбора ресурсов (например, крестьяне в «Age of Empires»), строительства зданий и т.д.
  • Все здания и юниты имеют радиус обзора, дальше которого «видеть» они не могут;
  • Игрок может видеть, что происходит только на тех территориях, что попадают в радиус обзора его строений и юнитов. Те территории, на которых он ещё не был, закрашены чёрным. Те, на которых его войска уже были, но в данный момент не могут их видеть, покрыты так называемым «туманом войны» (Fog of War), который обычно позволяет видеть ландшафт этой местности и находящиеся там здания (такими, какими они были в последний момент, когда их видели юниты игрока), но не позволяет видеть передвижения противника в данный момент.

Классические представители жанра – StarCraft, WarCraft, Command & Conquer, Warhammer 40k.

StarCraft 2 WarCraft 3. The Frozen Throne Command&Conquer. Red Alert 3 Warhammer 40k

Основные жанры стратегических компьютерных игр по масштабу игрового процесса:

1) Варгейм – симуляция битвы или длительных военных действий с целью победы на оппонентом в этой битве или войне. Экономическая составляющая уходит на задний план (ее практически нет), игрок использует те ресурсы, которые ему предоставляются в начале боя.

Представители жанра - Steel Panthers, Кодекс войны, Sudden Strike (Противостояние).

Steel Panthers Кодекс Войны. Высшая Раса Sudden Strike 4 (Противостояние)

2) Глобальные стратегии – симуляция управления государством. В ведении игрока находится не только военная (боевые действия, создание и модернизация армии) и экономическая (построение зданий и даже новых городов, экономические и социальные реформы) составляющие, но также игроку предоставляется возможность побывать в роли дипломата (переговоры с соседними странами, создание международных коалиций и т.д.) и первопроходца (открытие и завоевание новых территорий).

Представители жанра – Europa Universalis, Total War, Civilization.

Europa Universalis Rome Total War Medieval 2 Total War Civilization 4

3) Симулятор бога – жанр стратегических игр, в котором игроку предстоит сыграть роль сверхсущества, заботящегося о народе, который в него верит. Игрок зачастую не может влиять на поведение своих «подопечных» напрямую, ими управляет искусственный интеллект. Игрок может указать только путь развития своему народу с помощью каких-либо знамений, благоденствий или катастроф.

Представители жанра – Black & White, Spore, Dungeon Keeper, Populous.

Black & White 2 Spore

Симуляторы

Симуляторы – класс компьютерных игр, позволяющих создать имитацию какого-либо процесса. Собственно сколько процессов может прийти в голову, столько и симуляторов можно создать, с большей или меньшей степенью точности имитирующих данные процессы.

Симуляторы делятся по типам симулируемых процессов на:

1) Технические симуляторы. Данный жанр компьютерных игр имитирует управление теми или иными техническими системами (в основном, разнообразные виды транспорта, военная техника)

Garbage Truck Simulator Train Simulator

2) Спортивные симуляторы. Данный жанр компьютерных игр имитирует игровой процесс какой-либо спортивной игры (футбол, хоккей, баскетбол, теннис, бильярд ит.д.). Особым видом спортивных симуляторов являются спортивные менеджеры. Игрок исполняет роль не спортсмена, а управляющего спортивной команды (обычно в футболе или хоккее), разрабатывает тактику, занимается спортивным и экономическим развитием клуба.

FIFA 12 NBA 11 Tiger Woods PGA Tour Online

3) Экономические симуляторы. Данный жанр компьютерных игр имитируют экономическое управление каким-либо предприятием, нередко такие игры так же называются экономическими стратегиями. По ходу игрового процесса игрок должен развить имеющийся под его управлением бизнес, выполняя по ходу игры второстепенные задания.

Нефтяной магнат Roller Coaster Tycoon 3 Sim City 4

Симуляторам часто противопоставляют аркады, которые по игровому процессу приближены к симуляторам, но той реалистичности игрового процесса передать не могут. В симуляторах часто есть возможность включения аркадного режима (на практике это значит, что все показатели сложности уменьшаются если не в разы, то по крайней мере достаточно ощутимо). В основном аркадный режим используется в технических симуляторах для облегчения управления техникой.

Приключения

Приключения (Adventures) – класс компьютерных игр, в которых игровой персонаж продвигается по сюжету и взаимодействует с игровым миром с помощью найденных по ходу предметов, общения с другими персонажами и решения головоломок.

На сегодняшний момент можно выделить один чистый жанр приключений – это графические квесты (quest – «поиск»). Данный жанр эволюционировал из текстовых квестов 1970-80-х годов. В текстовом квесте игроку давался на выбор список действий, от выбора которых зависело прохождение игры. Обрисовки игрового процесса не было, графическая картинка находилась лишь в воображении игрока.

Начиная с конца 1980-х годов с развитием компьютерной техники, в первую очередь мониторов и видеокарт, стали появляться первые представители графических квестов. Многие из них в последствии стали культовыми.

Классические представители жанра - Leisure Suit Larry, Monkey Island, Myst, Broken Sword, Dreamfall: The Longest Journey, Syberia, Sam & Max Episodes.

Leisure Suit Larry Tales of Monkey Island Myst 3 Exile Broken Sword Dreamfall: The Longest Journey 2 Syberia 2 Sam & Max Episode 1

Компьютерный портал "Компаньон" © 2016.
В случае перепечатки материалов обязательна прямая ссылка на сайт cs-companion.ru.