Вспомним лучших. Хит-парад компьютерных игр. 2009 год. Часть 2

Продолжаем наш хит-парад компьютерных игр. В предыдущей части мы дошли до августа 2009 года. Как ни странно, но за последние четыре месяца в 2009 году вышло ничуть не меньше отличнейших игр, чем за первые восемь. Сегодня мы представляем вашему вниманию вторую порцию лучших игр 2009 года (по мнению редакции).

В нашем обзоре игры будут стоять в хронологическом порядке выхода локализованных версий (если они были), чтобы не выделять "любимчиков". Итак, давайте начнем.

Anno 1404

  • Разработчик:Related Designs Software
  • Жанр: Economic simulator
  • Дата выхода в России: 17 сентября 2009 года
  • Оценка: 8,5/10

В 2009 году разработчики порадовали нас очередной экономической стратегией из серии Anno – Anno 1404. Как и в предыдущих играх серии, нам предстоит заниматься средневековой торговлей, расширять подконтрольные нам территории и сказочно богатеть.

Для ярых поклонников хардкорщины разработчики оставили большие возможности для тонкой настройки экономического поведения. Для менее продвинутых игроков, только начинающих приобщаться к данному жанру, все микрокоманды можно выставить в автоматический режим, а самим заняться глобальными вещами – прокладыванием торговых маршрутов, налаживанием дипломатических и торговых связей как на Западе, так и на Востоке.

С течением времени торговые поселения разрастуться в маленькие города, а потом и в локальные центры торговли (при условии, что у игрока хватит внимания и терпения). А где пара городов, там и торговая империя не за горами.

Помимо разработки экономической стратегии, становления городов и обслуживания ненасытных горожан, игра может предложить сюжетную линию с массой интересных миссий, результаты выполнения которых скажутся на благополучии нашего будущего предприятия.

В целом, графика и звук достаточно хороши для игр данного жанра. Все-таки мы не можем требовать от экономической стратегии обертки, как в Crisys или Battlefield. Игра подкупает не графикой, а геймплеем.

Игры серии Anno 1xxx никогда не разочаровывали своих фанатов, не упала в грязь лицом и Anno 1404. Добротная экономическая стратегия никогда не бывает лишней.

Anno 1404 Anno 1404 Anno 1404 Anno 1404

Need for Speed: Shift

  • Разработчик: EA Black Box , Slightly Mad Studios
  • Жанр: Racing
  • Дата выхода в России: 17 сентября 2009 года
  • Оценка: 9/10

В 2009 году Electronic Arts сошли с ума. Сошли с ума в хорошем смысле. После целой эпохи (загнул, конечно, но шесть игр – немалый срок) выжимания из темы стритрейсинга всех возможных плюшек, было решено перевести Need for Speed на более «серьезные» рельсы – добавить физики поведения автомобиля и системы повреждений, выкинуть бездумную прокачку уличных ведер с гайками, ненужное катание по городским улицам, и тем самым сделать игру сложней, глубже и интересней. Если раньше серия Need for Speed скатывалась от стритрейсинговой аркады (первый Underground) до почти трэшевого Undercover (хоть и в красивой обертке), то в 2009 году нам представили добротный аркадный симулятор Shift, немногим отличающийся, например, от консольной Gran Turismo.

От игрока, конечно, не потребуется часами настраивать свой автомобиль под каждый этап, подбирая настройки двигателя, подвески, тормозов ( и так далее, вплоть до угла поворота бокового зеркала). Shift просто заставит игрока внимательнее относится к происходящему на трассе, не врезаться лишний раз в соперников, не вылетать на траву и щебень, а главное, чем отличается аркадный симулятор от простой аркады – в игре необходимо притормаживать в каждом повороте и тщательно просчитывать траекторию движения. Иначе просто не победить.

Еще один плюс Shift – большой автопарк реальных гоночных автомобилей и большое количество реальных трасс, разбросанных по всему миру. Видимо, разработчики не по-детски вложились лицензирование торговых марок. Может быть, поэтому денег не хватило на устранение мелких недочетов, таких как мелкие баги в графике во время некоторых заездов и реплеев.

В конечном итоге, получилась очень интересная качественная игра, по мнению многих, задавшая новый вектор развития серии (и поддержанная впоследствии второй частью Shift). В будущем мы увидим, как разработчики из года в год будут колебаться между аркадами и симуляторами, но это уже соверенно другая история. А в 2009 году EA выпустили одну из лучших своих гоночных игр со времен NFS 5 Porsche Unleashed.

Need for Speed: Shift Need for Speed: Shift Need for Speed: Shift Need for Speed: Shift

Resident Evil 5

  • Разработчик: Capcom
  • Жанр: Horror 
  • Дата выхода в России: 18 сентября 2009 года
  • Оценка: 8/10

Спустя четыре года после выхода Resident Evil 4, одной из лучших игр серии (а на компьютере и подавно), разработчики из Capcom выпустили пятую часть «Обители зла». Последние месяцы перед выходом игры, разработчики просто засыпали фанатов скринами и видеотрейлерами уровней, монстров и геймплея, всячески внушая мысль о том, что Resident Evil 5 будет как минимум не хуже предыдущих игр серии. На деле вышло немного не так.

Во-первых, пятая часть «Обители зла» не является полноценным хоррором. Пропала атмосфера «хичкоковских» ужастиков, когда ожидание чего-то неожиданного и страшного давит гораздо сильнее, чем когда непосредственно на тебя бегут (ползут) толпы зомби. Вместо темных коридоров, заброшенных зданий в пятой части появились какие-то африканские деревни, шахты, базы террористов. И зачем-то убрали зомби. Как «Обитель зла» может обойтись без зомби? В голове не укладывается. Отныне рядовые противники не стонут, когда подкрадываются из-за угла: они вообще не подкрадываются — нападают толпой, забираются на стены, просачиваются в щели, резво лазают по лестницам, умеют пользоваться станковыми пулеметами, да что там, вообще любым видом оружия. А еще ребята гоняют по саванне на мотоциклах и водят грузовики. Вместе с зомби отпала и необходимость экономить патроны, исследовать локации, искать ключи и ломать голову над тем, куда идти и что делать дальше.

Во-вторых, уровни упростили дальше некуда. Теперь прохождение по сложности напоминает «лабиринт для блондинок» - бежим по прямой до упора. В большинстве уровней большего не требуется. Лишь в нескольких случаях потребуется пошевелить мозгами и решить пару нетрудных загадок. По сюжету большего и не требуется. По сути вся игра походит на третьесортный боевичок (как последние части одноименной киносерии).

Как ни странно, но в игре есть и плюсы. Resident Evil 5 заточена на кооперативное прохождение. Так что интересное времяпрепровождение с приятелем обеспечено. Немного хуже, если приходится играть с каким-то случайным напарником. Веселье уже какое-то не то. В принципе, с неизвестным напарником играть немногим более интересно, чем с достаточно проработанным ИИ.

Если бы игра вышла через год после четвертой части, когда ощущения еще свежи и можно легко сравнить их между собой, вердикт был бы несколько другой. Пятая часть явно уступает четвертой практически по всем пунктам. Но на безрыбье и рак – рыба. По сравнению с большинством игр жанра, вышедших в 2009 году, Resident Evil 5 смотрится вполне неплохо, в нее стоит поиграть хотя бы пару вечеров (чем черт не шутит, может и затянет). В игре есть элементы хоррора, есть знакомые герои, на худой конец, есть достаточно хороший мультиплеер.

Resident Evil 5 Resident Evil 5 Resident Evil 5 Resident Evil 5

Overlord 2

  • Разработчик: Triumph Studios
  • Жанр: Action RPG
  • Дата выхода в России: 24 сентября 2009 года
  • Оценка: 8,5/10

Вышедший в 2007 году Overlord стал открытием, многие считают его одним из лучших продолжателей Dungeon Keeper в жанре «симулятор злого гения». Успех первой части предполагал скорое продолжение. И Overlord 2 не заставил себя слишком долго ждать. Главное, что требовалось от второй части, чтобы снискать успех фанатов – просто удержать планку оригинала, а именно сохранить динамику игру, не потерять того юмора, которым была пропитана первая часть, ну и как бонус, добавить несколько успешных новых фишек. И разработчикам удалось выполнить все эти условия.

Играть нам предстоит за практически такого же властелина зла, как и в первой части. Жить он будет в похожей темной башне и управлять теми же разноцветными миньонами. При этом уровни стали интереснее, задачи ставятся перед игроком сложнее, а миньоны стали более сообразительными (хотя в некоторых ситуациях данное утверждение будет довольно спорным) и проворными.

Наш герой и сам может надавать тумаков, наложить на кого-нибудь заклинание или перекинуться в одного из миньонов и рвануть в бой со своими подчиненными. Как и раньше Властелин может находить апгрейды для себя и миньонов, заводить фавориток, обустраивать свою башню.

Сюжет игры изменился, но суть осталась прежней: Властелин воюет с силами добра и света, которые показаны через призму сатиры. Они либо давно выродились и превратились для окружающих в настоящее зло, либо так усердствуют, что становятся пародией на самих себя. Сценарист серии Рианна Пратчетт, дочка знаменитого короля юмористического фэнтези Терри Пратчетта, знает свое дело и постоянно заставляет игрока улыбаться: ее фантазия наполнила этот мир жирными феями и русалками, центурионами, словно сошедшими со страниц фильма «Астерикс и Обеликс», эльфийками с пышными формами и целлюлитом, омерзительными патрициями-гедонистами и прочими карикатурными персонажами. Бороться против таких «добродетелей» кажется благим делом.

В Overlord 2 можно найти и более существенные перемены, чем новый сюжет. Стали разнообразнее миссии. Нашим миньонам вручили собственных ездовых животных, обладающих уникальными свойствами, их обучили стелсу и искусству отводить глаза; самому Властелину показали, как можно плавать на огромных парусниках и использовать по назначению осадные орудия – все это дало возможность для создания новых, увлекательных заданий и ситуаций. При этом осталась фирменная сложность: помимо экшена тут нужно думать головой и быть внимательным, пазлы стали еще более изощренными.

Triumph Studios справились со своей задачей. Разработчики, не испортив все лучшее, что было в первой части, добавили нововведения, сделавшие геймплей еще более разнообразным, и заправили все это фирменным юмором. На выходе получилась одна из лучших игр года.

Overlord 2 Overlord 2 Overlord 2 Overlord 2

Batman: Arkham Asylum

  • Разработчик: Rocksteady Studios
  • Жанр: Action
  • Дата выхода в России:24 сентября 2009 года
  • Оценка: 9/10

После успеха фильма «Темный рыцарь», столкновение Бэтмана и Джокера было перенесено в видеоигру британским издательством Eidos Interactive, и в итоге их Batman: Arkham Asylum стало одним из претендентов на звание игры года.

Сюжет игры прост и изящен. Бэтмен поймал сбежавшего из Arkham Asylum Джокера и привез его обратно в психушку, где содержатся самые опасные безумцы Готэм-сити. В итоге, все оказалось ловушкой, в которую попался сам супергерой. Джокера здесь уже ждали сообщники, они все подготовили для его триумфального возвращения, и вскоре клоун-маньяк взял под контроль всю тюрьму. И теперь Бэтмену практически в одиночку предстоит справиться с ним и его шайкой.

Игровой процесс, казалось бы, предельно прост. Лазить по вентиляционным трубам, избивать врагов в открытом бою или исподтишка (точнее, падая на врага с потолка). При этом в игре есть детали и нюансы, которые превращают рутинное избиение в феерию.

Во-первых, Бэтмен не просто лезет под потолок, а с помощью своего крюка грациозно сигает по подвесным конструкциям, ускользает от погони и выбирает наиболее подходящее место для молниеносного удара сверху.

Во-вторых, Бэтмен может использовать специальное «рентгенное» зрение: он видит врагов сквозь стены в образе скелетов, замечает следы, запахи и прочие улики, невидимые обычному глазу.

В-третьих, Бэтмену доступна масса приемов ближнего боя, разнообразные комбо и контратаки, добивающие удары. Кроме пудовых кулаков супергерой ловко использует свои фирменные гаджеты: бэторанг, взрывчатый гель, бэткоготь.

Многообразие игровых возможностей – еще не залог успеха. Иногда куча игровых приемов превращается в несбалансированную кашу, где половина заявленных возможностей не работает, а другая половина работает криво. В Batman: Arkham Asylum все на своих местах, все работает и все реально задействовано в игровом процессе. Экшен-сцены вовремя сменяются решением пазлов, а вишенкой на торте выступают схватки с боссами.

Главный плюс Batman: Arkham Asylum – это безупречно выдержанные стиль, атмосфера, интригующий сюжет, харизматичные герои, разнообразный дизайн уровней и цементирующая все это шикарная режиссура. Игра смотрится как голливудское кино, где зрителю дали право нажимать на кнопки и управлять актерами. Некоторые сцены и вовсе можно признать шедевром игрового дизайна и постановки.

Batman: Arkham Asylum полностью оправдывает рекордные продажи и хвалебные отзывы многих игровых изданий.

Batman: Arkham Asylum Batman: Arkham Asylum Batman: Arkham Asylum Batman: Arkham Asylum

S.T.A.L.K.E.R.: Зов Припяти

  • Разработчик: GSC Game World
  • Жанр: FPS / RPG
  • Дата выхода в России:2 октября 2009 года
  • Оценка: 8,5/10

После релиза S.T.A.L.K.E.R., разработчики начали работать над ошибками, которых, к слову, хватало. Результатом такой работы стало дополнение «Чистое небо». Но только с выходом «Зова Припяти» S.T.A.L.K.E.R. приобрел тот вид, в котором ее изначально мечтали увидеть поклонники.

Действие «Зова Припяти» разворачиваются после того, как герои предыдущих игр серии открыли путь к центру Чернобыльской зоны отчуждения. Правительство Украины решило взять под свой контроль ЧАЭС. Однако, как и всегда в таких сценариях, тщательно подготовленная военная операция сорвалась. Для разруливания ситуации в Зону отправили агента СБ Украины майора Дягтерева. Игроку предстоит примерить на себе его мундир и оказываемся в до боли знакомом положении: один посреди кишащей мутантами, аномалиями, бандитами, сталкерами, военными и наемниками Зоны. Бредем посреди пугающих пейзажей, наблюдаем, как другие сталкеры воюют с местной фауной, вслушиваемся в тревожные звуки. И, естественно, ищем лагерь, где можно поторговать, пообщаться, улучшить оружие и т.д. В этом лагере, как всегда, сталкеры оживленно болтают, играют на гитаре, пьют и травят анекдоты о своей нелегкой доле. Здесь же мы и находим первые задания.

С первого взгляда становится ясно, что игра все больше походит на RPG, причем не диабловской прокачкой навыков и умений, а хорошо проработанными заданиями и яркими персонажами. Квестовая система «Зова Припяти» сравнима с Fallout 3, а иногда и превосходит ее. Многие задания имеет несколько способов решения. В лучших традициях ролевых игр S.T.A.L.K.E.R. поощряет исследовать мир – чтобы выполнить многие задания и встретить квестовых персонажей, вы должны сами открывать для себя новые локации и внимательно смотреть по сторонам.

Авторы обещали живой мир изначально, но только в «Зове Припяти» максимально приблизились к задуманному. В новой игре перестрелки случаются, но это уже не бесконечный хаос. В устройстве мира появилось больше логики: сталкеры ходят на охоту, проверяют локации в поисках артефактов, возвращаются в лагерь на ночлег.

Все нововведения дополняются фирменным умением авторов игры нагнетать атмосферу. Бродить по Зоне еще более опасное и еще более увлекательное занятие, чем раньше. Ночью, под проливным дождем и под яркие всполохи молний игра превращается в настоящий хоррор. Здесь полно желающих сожрать главного героя. Или хотя бы «пинадкусать». Ряды монстров пополнили новые виды, такие же опасные, как и все остальные обитатели Зоны.

Сюжет ведет себя очень правильно – он не тянет за руку, а позволяет долго и свободно исследовать живой интересный мир. И даже на поздних стадиях, когда начинаются основные сюжетные события, которые вроде бы должны обернуться сплошным экшеном, сценаристы продолжают подбрасывать интересные квесты, а главное – позволяют вернуться на предыдущие локации. После завершения сюжетной линии и вовсе можно продолжить игру в режиме vfreeplay.

Не обошлось и без минусов. ИИ иногда выдает фортели: раненые могут вдруг вскочить, а потом, вспомнив, что им еще не положено бегать, тут же упасть на землю. Хотелось бы побольше локаций, больше драмы и режиссуры в сюжете. Графика не фонтан, но на лавры Crisys игра и не претендует (цели немного другие).

В остальном игра практически не изменилась. Перед нами все тот же Survival FPS, в котором помимо стрельбы нужно помнить о хлебе насущном, радиации и модернизации экипировки. Хотели получить обещанный живой мир, в котором интересно жить, и мы его получили.

S.T.A.L.K.E.R.: Зов Припяти S.T.A.L.K.E.R.: Зов Припяти S.T.A.L.K.E.R.: Зов Припяти S.T.A.L.K.E.R.: Зов Припяти

Tropico 3

  • Разработчик: Haemimont Games
  • Жанр: Economic simulator
  • Дата выхода в России: 23 октября 2009 года
  • Оценка: 8,5/10

Если вторая часть Тропико больше походило на Port Royale с уклоном на пиратскую жизнь, в третьей части было решено вернуться к истокам – созданию банановой республики с бездушным тираном во главе.

Третья часть Тропико не отстает от других экономических стратегий и предстает в полном трехмерном окружении. Камеру можно двигать и вращать в любых направлениях, приближать и отдалять. От крупного плана ожидать особых откровений не стоит: фигурам персонажей в приближении отчетливо не хватает полигонов, а природе – детализации. Глобальный обзор, в свою очередь, выдает вполне современную картину. Красивое синее небо, интересные ландшафты, роскошный президентский дворец, возле которого ютятся ветхие лачуги

Главное – во всем происходящем есть жизнь. По дорогам снуют автомобили с экспортными товарами, люди ходят в увеселительные заведения и на работу.

У El Presidente куча дел. Для роста благосостояния республики ему надлежит активно развивать бизнес: заниматься переработкой сырья и отправлять его на экспорт. Дело не может существовать без толпы батраков, а они хотят определенных благ (еды, воды, спиртного, женщин). Испытывать терпение бедолаг рекордно низкой оплатой нецелесообразно: КПД при этом резко снижается, и ресурсов может ни хватить не только на экспорт, но и для внутреннего пользования.

Если случится восстание, можно будет подавить его силами армии, но она требует денег на содержание. Оказавшись в шкуре El Presidente, чувствуешь себя не властителем банановой республики, а менеджером, экономистом, управляющим, в конце концов – министром обороны. И это затягивает.

Из минусов, кроме некоторых багов в графике, можно выделить и косяки с некоторыми побочными заданиями и вылетами в самый не нужный момент. Правда, в конечном итоге, все это было исправлено большой кучей вышедших позднее патчей.

Мучить своих граждан рабскими условиями труда, селить их в халупах, отменять выборы и разгонять восстания силой, морить население голодом, обещая светлое будущее – вот он, настоящий симулятор современного политика.

С достоинством продолжив традиции серии Tropico, Haemimont Games, выпустила по-настоящему отличную игру.

Tropico 3 Tropico 3 Tropico 3 Tropico 3

Dragon Age: Origins

  • Разработчик: BioWare
  • Жанр: RPG
  • Дата выхода в России: 6 ноября 2009 года
  • Оценка: 9,5/10

BioWare, авторы Baldur's Gate, Mass Effect и кучи других выдающихся ролевых игр, снова создали маленький шедевр. Dragon Age: Origins – это классическая партийная RPG по правилам Dungeons & Dragons с проработанным миром, интересными персонажами, развитой нелинейностью, только более резкая и бескомпромиссная, чем прочие представители жанра.

В зависимости от выбранной расы (человек, эльф, гном), класса (воин, маг, разбойник) и сословия (богатство или трущобы), дается одна из шести завязок. Каждая из них полна своей драмы: в одной предательски убивают отца молодого цесаревича и его самого заставляют спасаться бегством, в другой на эльфийскую свадьбу вламываются дворяне, вспарывают жениха, а похищенную невесту собираются изнасиловать.

Все сюжетные линии ведут к одному – сражению против местной армии чудовищ Мора и началу путешествия во имя спасения мира. Хотя высшая цель донельзя банальная (тут даже главный босс – пламенный дракон по кличке Архидемон), Dragon Age: Origins - редкая RPG, практически начисто лишенная традиционного для жанра пафоса. Эльфы - забитые трущобные дети, помирающие с голода и подрабатывающие наемными убийцами, торгаши-гномы ненавидят людей и пытаются восстановить порядок в своем королевстве, люди погрязли в убийствах.

В таких угрюмых условиях мы и начинаем свой путь. Здешний мир Ферелден состоит из нескольких княжеств: гномы в горах, эльфы в лесу, люди в городах. В каждом из поселений нас ждет глобальный квест. Выполним их все – пройдем игру. Только каждое из заданий – законченное драматическое приключение, с закрученным сюжетом и эпическим финалом.

Перед главным героем постоянно возникает нравственный выбор: помочь страждущему или убить (чтоб не мучался) и обокрасть. Убить можно любого, даже сюжетного персонажа. При этом сюжет просто пойдет другим путем.

Сильнейшая часть игры - напарники. Они колоритные: высокоморальный Серый Страж, обаятельный эльф-убийца, святоша, циничная девка-маг и др. В партию можно взять только троих, поэтому от решения, кого взять, порой зависит многое. У каждого свое понимание морали и своя оценка наших поступков. Если их достанут наши действия, они уйдут.

Геймплей классический. Бегаем по миру, общаемся, решаем проблемы NPC, отовариваемся в магазинах, деремся. Во время боев раздаем указания. Каждому из героев можно прописывать свою тактику поведения – кого-то защищать, лечить или атаковать. Интерфейс и инвентарь своим устройством очень напоминают серию Neverwinter Nights.

Выглядит Dragon Age: Origins как и подобает мрачному средневековому фэнтези. Готическая архитектура, ободранные плебеи, расфуфыренные богачи. Герои играют в кадре, а виртуальный оператор удачно эти кадры подбирает. Деремся задорно: жонглируем мечом, отсекаем воякам руки и головы, рвем глотки. Горы трупов, море крови.

Главный недостаток Dragon Age: Origins – русская локализация. Речь периодически не совпадает с субтитрами, интонации иногда скачут, как будто озвучивали «говорилками».

Dragon Age: Origins – игра шедевральная. Отличное соединение сюжета, нелинейности и жестокости, приправленное северной суровостью и обилием кровавой резни. В игре почти нет табу. Только собственная мораль. На выходе – лучшая ролевая игра последних лет.

Dragon Age: Origins Dragon Age: Origins Dragon Age: Origins Dragon Age: Origins

Call of Duty: Modern Warfare 2

  • Разработчик: Infinity Ward
  • Жанр: FPS
  • Дата выхода в России: 10 ноября 2009 года
  • Оценка: 9/10

Call of Duty последние годы прочно ассоциируется с такими словами, как «успех» и «предсказуемость». Поэтому многие заранее были уверены, что никаких особых сюрпризов Modern Warfare 2 не приготовит. Но разработчики из Infinity Ward снова сотворили маленькое чудо, заставив игроков со всего мира запоем поглощать то же самое блюдо из тех же самых ингредиентов и восхищаться им как в первый раз.

Главная фишка Call of Duty Modern Warfare - бешеная скорость и высокая динамика действия, в кадре постоянно что-то происходит. Причем это не нагромождение случайных событий, а четко выверенная режиссура многомиллионнного голливудского боевика.

Сюжет продолжает события Modern Warfare, то есть по-прежнему выдержана в маразматично-антироссийских тонах. Русские опять грозят миру, а главный герой в роли бравого янки под водительством генерала Шепарда стоим на страже. Воспринимается это как картонный антураж, фон, на который можно и не обращать внимание. Сюжет в этой ситуации не так уж и важен, важна – зрелищность. А с зрелищностью тут все в порядке.

События, действующие лица, место действия и задачи сменяют друг друга и кружатся в бешеном танце. Ползание на брюхе по сибирским снегам в пургу (попытка притворится стелс-шутером). Из холодной тайги перебрасывают в городские трущобы Рио-де-Жанейро. После этого штурм тюрьмы вблизи Петрозаводска, где разворачивается крайне насыщенный экшен в замкнутых помещениях. Потом Афганистан, столица США с штурмом Капитолия и мн.др.

Происходящее перемежается со скриптовыми сценками, от которых натурально захватывает дух. Сцена из «Скалолаза», где придется карабкаться по скалам, весьма реалистично используя специальное оборудование, прыгать через пропасть и, сорвавшись со скалы, в последний момент увидеть перед собой руку товарища, которая спасает от верной смерти. Гонки на снегоходе с отстрелом преследователей и головокружительными прыжками. Управление беспилотником, оснащенным ракетами, и бомбардировка вражеских позиции. Зачистка с борта вертолета, с аварией последнего. И конечно же, стелс-миссия в стиле Чернобыля из первой части.

Все это, конечно, безумно увлекательно и зрелищно, но воспринимается достаточно ровно - это примерно как с пачкой поп-корна смотреть голливудский блокбастер. Однако ближе к концу игры авторам удается вывести зрителя из состояния равновесия. Сюжет, казавшийся фоном, неожиданно вырастает в эпическую драму. А феерический по динамике, постановке и напряжению финал и вовсе вводит в легкий ступор (по крайней мере, при первом прохождении).

Самое интересное, что все это уже было в первой части: и сумасшедшая динамика, и режиссура, и захватывающая концовка. Геймплей тоже не особо далеко ушел от ModernWarfare механика одиночной игры и мультиплеера практически не изменилась по сравнению с тем, что было в 2007-ом. В сингле все тот же заскриптованный коридорный шутер, игнорирующий модные ныне тенденции «открытой песочницы». Мультиплеер – захватывающие сражения в нескольких стандартных режимах, которые обогащены возможностью получать новые звания и прямо на поле боя вызывать тяжелую технику.

Но при этом карты в сингле стали чуть больше, подрос интеллект врагов, в мультике появился новый режим CovertOps, кооперативное прохождение на пару с другом, а другие режимы теперь еще больше завязаны на «прокачку». И как оказалось, даже таких незначительных поправок оказалось достаточно, чтобы игра снова привела в восторг и заставила играть запоем. А те, кто жалуется на ее коридорность и вторичность, должны понимать, что это издержки жанра, одноразового голливудского боевика. Другой вопрос, что надолго этого жанра не хватит. Как ни крути, а игра в нынешнем виде явно паразитирует на самой себе и на публике. Нужно что-то менять, делать игровой мир более открытым и сложным. В Modern Warfare 3 ситуация не изменилась, но будем надеяться, что в будущем разработчики все-таки включат фантазию и приложат больше усилий, чтобы создать новый игровой бестселлер.

Call of Duty: Modern Warfare 2 Call of Duty: Modern Warfare 2 Call of Duty: Modern Warfare 2 Call of Duty: Modern Warfare 2

Left 4 Dead 2

  • Разработчик: Valve Software
  • Жанр: FPS
  • Дата выхода в России:17 ноября 2009 года
  • Оценка: 9/10

Left 4 Dead, одна из лучших игр 2008-го года, в конечном итоге превратил в зомби и самих игроков. Ведь все понимали, что вторая часть – это не более, чем расширенное дополнение, с той же механикой и парой косметических добавок. Главное ее назначение - вытянуть из публики кровно заработанные денежки. Но в день релиза все равно игроки побрели в магазины, где все как один затянули протяжное: «Диииск. Дайте диииск!» («Мооозги!»).

В 2008 году Left 4 Dead стал сенсацией. Сама игровая концепция оказалась удивительно действенной. Прорваться сквозь зараженный город к спасательным вертолетам и лодкам плечом к плечу с другими игроками, прикрывая и не раз спасая друг друга. Все это умножалось на безупречный дизайн, отличную графику, продвинутую физическую модель.

Вторая часть ни на йоту не отступила от «основной линии партии». Игрок все так же играет за одного из четырех выживших, которые остались одни посреди кишащего зомби города. Появилась новая кампания, которую можно проходить как в оффлайне с ботами, так и в онлайне с живыми игроками. Формально, мы получили новых героев и новые миссии, но суть не изменилась: все так же необходимо изо всех сил прорываться к убежищу или к транспортному средству, попутно решая какие-то задачи.

Несколько изменился дизайн локаций, уровни стали обширнее и разнообразнее. Меняются погодные условия: ясный солнечный день сменяет проливной дождь, который уменьшает видимость и затрудняет передвижение. Сюжет второй части больше воспринимается как единое связанное повествование, а действующие лица постоянно отпускают специфические реплики и ведут между собой весьма интересные диалоги.

Появились три новых босса: Плевунша, Жокей и Громила. Для борьбы с ними разработчики расширили арсенал средств уничтожения: от гранатомета до топоров, бейсбольных бит и сковородок.

В мультиплеере остался режим «Выживание», где сражаются две команды. Плюсом появились два новых режима: «Сбор» (игроки должны как можно быстрее заполнить газом специальные генераторы) и «Реализм» (сражения с зомби, только тут отключена подсветка «своих» и другие вспомогательные функции)

Главная проблема второй части игры в том, чтооValve, как и Infinity Ward со своим Call of Duty: Modern Warfare 2, по большому счету халтурят: предлагают купить по сути дополнение по цене полноценной игры.

Если вспомнить, сколько времени понадобилось Valve на Half-Life 2, то становится понятно, что Left 4 Dead 2 – это скорее бизнес-модель по изъятию денег у населения, чем игра.

Left 4 Dead 2 Left 4 Dead 2 Left 4 Dead 2 Left 4 Dead 2

King Arthur - The Role-playing Wargame

  • Разработчик: Neocore Games
  • Жанр:TBS / RTS
  • Дата выхода в России: 18 декабря 2009 года
  • Оценка:8,5/10

В 2008 году никому не известная венгерская студия Neocore Games выпустила средненькую тактическую стратегию Crusaders: Thy Kingdom Come, - толком не доработанный клон игр серии Warhammer. Это была чистая тактическая стратегия с элементами RPG, где игрок выступал в роли полководца и вел за собой отряды юнитов, занимал господствующие высоты, бил неприятеля, а в перерывах между битвами поднимал уровни своим ветеранам. Венграм этого показалось мало, и уже в 2009 году они решили замахнуться на славу Total War, добавив к тактическим сражениям полноценную стратегическую составляющую. Так появился King Arthur: The Role-playing Wargame. И что самое удивительное, им удалось-таки создать игру, по увлекательности могущую на равных поспорить с Total War.

Первая и самая очевидная причина успеха «Короля Артура»– грамотное и аккуратное воспроизведение механики, сочетающей стратегию на глобальной карте с масштабными тактическими сражениями. Здесь есть все, за что полюбились игры серии Total War. Игра посвящена объединению средневековой Британии под властью короля Артура и его рыцарей Круглого стола. Изначально доступен лишь один рыцарь и небольшой клочок земли. Постепенно игроку предстоит присоединить новые земли и новых рыцарей, которые поступают на службу к Артуру и берут под свое управление новые провинции. А те в свою очередь пополняют запасы провизии и золота.

На глобальной карте игрок передвигает фигурки героев, нанимаем в городах новые войска, чтобы пополнить поредевшие ряды. Все провинции имеют несколько характеристик: в том числе уровень здоровья населения, обеспеченность пищей, общественная безопасность, а главное – преданность королю Артуру. Если преданность падает ниже определенного уровня, начинаются мятежи, которые нужно подавить, прежде чем провинция выберет себе нового короля и объявит независимость. Преданность можно стимулировать. Самые очевидные способы укладываются в традиции Total War: регулирование уровня налогов, постройка определенных зданий, дающих бонусы к тем или иным характеристикам провинции, выделение из резервов провизии или золота.

На самом деле King Arthur куда более глубокая в стратегическом плане игра, чем кажется на первый взгляд. Тут есть обширное дерево технологий. Технологии, помимо таких очевидных вещей, как новые виды войск, позволяют, например, принимать различные законы, касающиеся практически всех сторон жизни государства. Кроме того, с помощью новых технологий можно влиять на уровень защиты ваших территорий от стихийных бедствий (наводнений, засухи и т.д.).

Сражения происходят непосредственно на пересеченной местности. Тут все практически точь-в-точь повторяет Total War: перед боем выстраиваем свою армию, потом жмем кнопку «начать сражение», выделяем рамочкой свои отряды, приказываем им напасть на врага или занять тактически верную позицию. На качественные характеристики войск в бою влияют построения: одни типы эффективнее для защиты от кавалерийских наскоков, но слабоваты против лучников, другие замедляют движение, но отлично защищают от стрел. Факторов, влияющих на тактику, масса, и все они, включая и типы самих юнитов, соотносятся друг с другом по принципу «камень-ножницы-бумага».

Будь в King Arthur только это, перед нами был бы просто качественный, но стандартный клон Total War. Разработчики же нашли свою «фишку»: они совместили глобальную стратегию с полноценной ролевой игрой в стиле фэнтези. Тактика и исторически достоверные юниты соседствуют с магией, эльфами, троллями, призраками и лучниками Глубоколесья. Рутинный захват провинций - с увлекательным сказочным сюжетом, который отнюдь не сводится к простому захвату карты, а предполагает массу интересных приключений. Заданий масса, причем помимо основных квестов есть и побочные: они позволяют разжиться дополнительным опытом, деньгами и артефактами.

Сами рыцари тут больше похожи не на типичных правителей и полководцев из Total War, а скорее на героев партийной RPG. У них есть прокачиваемые параметры, есть умения и полноценная кукла персонажа (туда можно вешать артефакты, оружие и броню, увеличивающие характеристики героев). Есть классовая принадлежность: одни тяготеют к магии, другие больше любят сражаться, третьи – управлять войсками и поддерживать союзников в бою. В зависимости от этого разнится и набор умений, доступных героям. Характеристики рыцарей прямо влияют на ситуацию в их провинциях, на войска, которыми они управляют и даже на способы решения квестов.

Как и в классических RPG, тут есть свобода выбора и моральные дилеммы: решить проблему грубой силой или проявить хитрость, подавить мятеж или провести переговоры с повстанцами и т.д. От того, какие вы принимаете решения, меняется и мировоззрение игрока. Оно определяется четырьмя составляющими (праведник, тиран, христианин или старовер) и, в зависимости от склонности игрока к тому или иному типажу, открывает новые игровые возможности.

В итоге, получился уникальный коктейль из глобальной стратегии, тактических сражений и полноценной ролевой игры, позволяющей действительно отыгрывать роль. В King Arthur можно играть запоем, сутки напролет с редкими перерывами на еду и сон. У венгерских разработчиков получилась одна из лучших и, прямо скажем, неожиданных стратегий 2009 года.

King Arthur - The Role-playing Wargame King Arthur - The Role-playing Wargame King Arthur - The Role-playing Wargame King Arthur - The Role-playing Wargame

Colin McRae: DiRT 2

Разработчик: Codemasters

Жанр: Racing

Дата выхода в России: 24 декабря 2009 года

Оценка: 8,5/10

Первый DiRT, вышедший в 2007 году, по мнению многих был чересчур робкой попыткой Codemasters вернуться к собственным раллийным истокам. Чуть лучше NFS, ощутимо уступает Richard Burns Rally. Приятный на вид коктейль из раллийного сеттинга и аркадной механики получился крайне противоречивым. Красивая картинка, корректная физика, но при этом не самые выдающиеся трассы.

Во второй части трассы по-прежнему радуют изящными поворотами и трамплинами, только вот фанатам симуляторов не стоит питать особых надежд на их реалистичность и приближенность к мировым стандартам. Та же проблема и с тонкостями прохождения треков. Конечно, у каждого заезда своя специфика, однако большую часть времени приходится лишь удачно вписываться в повороты и подпрыгивать на неровностях дороги.

DiRT 2 прочили конкуренцию с NFS Shift. В итоге, DiRT 2, плюнув на все слухи идомыслы, оказалось ее полным антиподом. Словно иронизируя сами над собой, разработчики уделили максимум внимания графической технологии, что повлекло за собой полное отсутствие разнообразия. До сих пор проповедуются идеи ToCA Race Driver: автомобили в рои красивых декораций, которыми хочется восхищаться, но в которых слабо чувствуется индивидуальный стиль. Отличаются только классы. «Багги» прекрасно прокручивают через колеса пески пустынь, а классические мощные модели подходят для горных участков.

Как и в первой части, играть можно лишь в своей нише, игнорируя прочие соревнования, при этом достаточно легко дойдя до финальной гонки. С другой стороны, никто не мешает приобщиться к званию чемпиона и на поприще смежных соревнований. Отдельно можно выделить режимы, в которых за время предлагают не только максимально быстро проехать дистанцию, но и собрать по дороге как можно больше бонусов.

Предусмотрев возможное фиаско игрока по ходу заезда, разработчики заботливо перенесли из GRiD систему «отмотки времени». То есть застряв в негожем участке без надежды выбиться в лидеры или разбившись о бордюр, вы можете отмотать время назад и попытаться обогнуть препятствие еще раз. Вот она, консольная аркадность в чистом виде.

Тюнинга и тонкой настройки машины здесь почти нет. Зато сам транспорт можно покупать за деньги, количество которых, в свою очередь, зависит от занятого места в предыдущей гонке. Жаль, что из первой части не были взяты тяжелые грузовики, ведь они так и просятся на грязные трассы Малайзии.

Даже не учитывая целевую аудиторию и индивидуальные предпочтения геймеров, у DiRT 2 есть свой индивидуальный стиль. На протяжении всего времени он может выражаться в самых различных мелочах: блеске капель на лобовом стекле Mithubisi Lancer, шикарных видеоповторах, достойных трансляциях по центральным спортивным каналам; в красочном игровом игровом меню. Надо ли говорить, что великолепная графика этому только способствует? Модернизированный движок EGO идеально справляется с природой: такие леса, джунгли, пустыни и пресловутые физические эффекты мало где еще можно встретить.

DiRT 2 – это ни идеальная гонка, ни даже идеальный раллийный симулятор. Будучи фанатом виртуальных скоростей можно воспринимать DiRT 2 как «игру года» в каком-то своем жанре и восхищаться ее, а можно плеваться в сторону излишней размалеванности. Но нельзя отрицать того, что спустя годы создан отличный гибрид симулятора и феерической аркады, конкурентов у которого не так уж и много ни тогда, ни даже сейчас.

Colin McRae: DiRT 2 Colin McRae: DiRT 2 Colin McRae: DiRT 2 Colin McRae: DiRT 2

Компьютерный портал "Компаньон" © 2016.
В случае перепечатки материалов обязательна прямая ссылка на сайт cs-companion.ru.